Когда 12 декабря испанские полицейские арестовали российского медиа-магната Владимира Гусинского, тот очень удивился. ?Вы делаете ошибку, - заявил он, - я друг Билла Клинтона?. Однако чиновники сунули ему под нос бумагу Интерпола, ордер на арест, выписанный по требованию российской Генпрокуратуры.
Медиа-магнат, личный враг российского президента Владимира Путина, обвиняется российской прокуратурой в нелегальном выводе из России более двухсот пятидесяти миллионов долларов. В России ему грозит десять лет тюремного заключения. Еврейская община возражает против всех обвинений, утверждая, что арест медиа-магната является политическим произволом. Информационный холдинг Гусинского ?Медиа-Мост? критически освещал действия Путина во время чеченской войны, именно поэтому, по мнению еврейской общины, власти и преследуют Гусинского.
Тем временем Гусинский провел 12 дней в мадридской тюрьме Сото-дель-Реаль. Это одна из самых надежных тюрем Испании: по-видимому, испанские власти опасались побега. Лишь в Сочельник медиа-магнат смог переступить порог своего дома в Сотогранде; сумма выплаченного залога составила шесть млн. долларов. По указанию испанского судьи Бальтасара Гарсона, на тот период, пока он будет принимать решение о выдаче Гусинского России, за медиа-магнатом установлено строгое наблюдение.
?Я сам узнал об аресте только в день его проведения, - заявил министр иностранных дел Испании Хайме Майор Ореха. - Это компетенция Интерпола, мы просто следуем международным нормам?. В действительности, арест российского магната, по-видимому, не очень обрадовал Ореху и его сотрудников. Ведь Гусинский, который в течение нескольких месяцев беспрепятственно покидал и возвращался в Испанию, являлся важным источником информации иберийских властей. Медиа-магнат, гостями которого были такие личности, как миллионер Борис Березовский, прекрасно знает внутренние круги российской политики и так называемых олигархов - а для испанских властей это важнейшая инсайдерская информация.
Дело в том, что в королевстве оседает все больше и больше состоятельных жителей из стран Восточной Европы. Их деньги, нажитые большей частью преступным путем, попадают в Испанию через банки Гибралтара и вкладываются в приобретение земельных участков. Однако до сих пор проблема отмывания денег мало беспокоила испанские власти. Предприниматели руководствуются принципом: там, где живешь, не надо заниматься бизнесом. И поэтому организованная преступность в целом пощадила курортные места Коста Бланка и Коста-дель-Соль. Однако уровень преступности в среде восточноевропейских жителей, тем не менее, заметно возрос. На Коста Бланке были обнаружены чемоданы с частями женских тел; в окрестностях Барселоны жителей терроризирует украинская банда. Убийство российского бизнесмена Владимира Гойя, случившееся два года назад в Торревьехе, и загадочная смерть в Марбелье миллиардера Романа Фрумсона в 1998 г. показывают, что организованная преступность уже успела пустить корни на испанской земле. Люди, знакомые с ситуацией, объясняют это так: вместе с бизнесменами в Испанию приезжали телохранители, шоферы и проститутки, которые рано или поздно возвращались к своей старой профессии.
В этой связи испанцы стараются установить более тесные контакты с властями других государств. С Италией, которая регулярно ?поставляет? Испании мафиозных боссов, недавно было заключено соглашении об упрощении режима выдачи лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Аналогичный договор в ближайшее время предполагается подписать с Германией, а позже с Бельгией, Португалией и Великобританией. К 2002 г. Испания хочет добиться введения нормы европейского права, в соответствии с которой, лица, находящиеся в розыске по подозрению в совершении определенных преступлений, будут автоматически выдаться заинтересованным странам без рассмотрения дела.