Вчера, меньше чем через месяц после процесса о шпионаже и вынесения приговора американскому бизнесмену, в России вновь начался закрытый процесс, на котором российского исследователя в области контроля над вооружениями обвиняют в шпионаже в пользу США; друзья ученого называют эти обвинения сфабрикованными.
Суд над Игорем Сутягиным - как и недавний процесс по делу американца Эдмонда Поупа - основывается на обвинениях, выдвинутых ФСБ. В этом месяце Поуп был осужден за шпионаж, а затем помилован президентом Владимиром Путиным.
Судебные процессы проходят на фоне высказывающихся некоторыми российскими экспертами опасений по поводу растущего влияния спецслужб при Путине.
С момента своего прихода к власти почти год назад, Путин - кадровый агент КГБ - назначил на высокие правительственные посты своих бывших коллег. По мнению некоторых экспертов, он дал зеленый свет возбуждению дел о шпионаже против экологов и ученых, стремясь вернуть спецслужбам статус, который они имели в советскую эпоху.
35-летний научный сотрудник престижного Института США и Канады, Сутягин заведовал отделом военно-технического сотрудничества. Он был арестован 27 октября 1999 года по обвинению в шпионаже и с тех пор находился в тюрьме в ожидании суда. В случае признания его виновным, Сутягину грозит 20 лет тюрьмы.
Родственники и друзья Сутягина настаивают на том, что он никогда не имел доступа к секретной информации и не занимался шпионажем. Доказательства по данному делу носят секретный характер, и адвокаты говорят, что их клиент получит копии документов только 15 декабря. Вчера судебный процесс был прерван до 9 января. На одном Интернет-сайте родственники Сутягина утверждают, что дело против него возбуждено безо всяких оснований.
Детали обвинений в шпионаже, предъявленных УФСБ по Калужской области, где проживает Сутягин, никогда не были ясны. Сначала главное внимание было уделено работе Сутягина по анализу отношений между гражданскими и военными - эта деятельность финансировалась министерством обороны Канады. Родственники Сутягина говорят, что в ходе исследования не использовались секретные документы и что оно частично финансировалось министерствами обороны и иностранных дел России.
По их словам, Сутягина могут также обвинить в передаче секретных сведений иностранным компаниям, где он работал консультантом, однако он никогда не имел доступа к подобной секретной информации.
Обвинения предъявлены также американскому ученому Джошуа Хендлеру, в качестве сотрудника Принстонского университета работавшему в Институте США и Канады над докторской диссертацией. Как только Сутягин был арестован, в московском офисе Хендлера провели обыск: там были изъяты ноутбук и другие материалы. После этого Хендлер уехал из России.
По словам Хендлера - бывшего активиста "Гринпис" и хорошо известного исследователя в сфере контроля над вооружениями и стратегических вооружений - он работал только с открытыми источниками информации.
На прошлой неделе директор ФСБ Николай Патрушев заявил в интервью газете "Комсомольская правда", что обвинения против Сутягина сфокусированы на его связях с Хендлером.
"В ходе следствия мы раскрыли шпионский характер деятельности его контакта - американского резидента, эксперта в области ядерной безопасности Джошуа Хендлера, который в настоящее время находится в США", - сообщил он газете.
"В ходе предварительного следствия было установлено, что Сутягин поставлял Хендлеру секретную информацию о российских вооруженных силах, а последний передавал их американской разведслужбе. К сожалению, некоторые журналисты этого не знают и в своих статьях пытаются представить Сутягина "честным и смелым гражданином, поддерживающим демократические свободы", - подчеркнул Патрушев.
"Комментарии Патрушева абсурдны, - заявил вчера Хендлер .- Они могут объясняться лишь шпиономанией и паранойей, поощряемыми ФСБ". Он добавил, что пользовался доступной информацией из американского национального архива, американского и российского правительства и прессы. По его словам, его задачей было информировать общественность о серьезных проблемах в ядерной и экологической областях, о необходимости сокращения вооружений и поддержания хороших отношений между США и Россией.
"Мое дело - самое последнее их тех, которые свидетельствуют, что живущие и работающие в России американцы подвергаются преследованиям, хотя по любым цивилизованным стандартам они занимаются совершенно нормальной деятельностью, - ответил Хендлер. - Я надеюсь, что новая администрация положит этому конец, пока ситуация не зашла слишком далеко".