Несмотря на блистательные успехи, Микеланджело страдал от разочарования и неуверенности в себе, выяснилось в результате анализа его письменных трудов.
Итальянский психоаналитик Грациелла Магерини подвергла изучению письма, дневники, стихи и рисунки этого гения Ренессанса.
Заключение ее сводится к тому, что в результате отмены двух крупных заказов уверенный в себе, жизнерадостный художник превратился в калеку, "снедаемого чувством своей никчемности".
Проекты, о которых идет речь, - это надгробие папы Юлия II в Риме, заказанное ему в 1505 г., и фасад фамильной церкви семейства Медичи, Сан-Лоренцо, во Флоренции.
Надгробие так и не было завершено, хотя скульптор работал над ним в течение 40 лет. Второй проект также не был воплощен в жизнь.
Первое препятствие при работе над надгробием возникло, когда, вернувшись из Каррары, где он в течение восьми месяцев искал подходящий мрамор, Микеланджело узнал, что интерес папы увял, а его финансы истощились.
В течение многих лет после кончины Юлия в 1513 г. Микеланджело разрывался между желанием удовлетворить требования наследников понтифика, закончив надгробие, и давлением со стороны последующих пап, настаивающих, чтобы он не выполнял
заказа.
Фасад церкви Сан-Лоренцо был заказан ему Джиованни де Медичи, когда тот стал папой Львом Х. Микеланджело провел годы в подготовке к работе, которая, как уверял его покровитель, станет "украшением Италии". Но в итоге Лев Х свой заказ снял.
В длиннейшей тираде Микеланджело описывает это решение как "невыносимое оскорбление".
"Вследствие этих переживаний, - говорит профессор Магерини, - Микеланджело, который прежде всего воспринимал себя как личность героическую, увидел себя героем трагедии".
"Оставленные им письменные свидетельства отражают глубочайший сдвиг в самосознании, от способности противостоять Юлию до все возрастающего чувства ненужности".