В 2007 году произойдет смена караула в мировой политике. Политическая карьера Кофи Аннана, Тони Блэра и Жака Ширака подходит к концу. Генеральный секретарь ООН уходит с поста 31 декабря, новый президент Франции будет избран в мае, а премьер-министр Великобритании, как ожидается, наконец покинет официальную резиденцию по адресу Даунинг-стрит, 10 к началу лета.
На этом текучка лидеров в мировой политике не остановится. Президенты Владимир Путин и Джордж Буш должны покинуть посты в 2008 году. Это означает, что главы четырех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и сам генеральный секретарь сменятся меньше чем за два года.
Некоторые могут сказать: "Скатертью дорога". Взять хоть трех лидеров, которые уходят в 2007 году. Первый срок в должности генсека ООН был для Аннана триумфальным. Однако второй был омрачен войной в Ираке и скандалом вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие". Тони Блэр тоже фатально пострадал из-за Ирака. Его правительство, загнанное в тиски внутренними скандалами, выглядит все более комично. Президент Ширак тоже вышел в тираж. Его высокомерный стиль поведения вызвал отчуждение США и половины Европы, а его неумелые попытки сформировать особые отношения с Путиным только усугубили проблему.
В Великобритании, Франции и ООН новые лидеры сулят новые возможности. Пан Ги Мун, новый генеральный секретарь ООН, получит возможность попытаться улучшить отношения ООН с Америкой. Гордон Браун, который почти наверняка сменит Блэра в кресле премьер-министра, может предоставить новый взгляд на катастрофическую иракскую политику. Новый президент Франции может показать миру менее чванливое лицо.
Однако в ситуации таких масштабных перемен в высших эшелонах по всему миру кроется и некоторый риск. Высока вероятность, что в 2007 году развернутся новые кризисы на Ближнем Востоке, а многие опытные политики уходят со сцены одновременно. Ширак играл важную и конструктивную роль в Ливане. Блэр и Аннан знают иранское досье и историю палестино-израильского конфликта вдоль и поперек.
Их потенциальные преемники гораздо менее осведомлены. У Пан Ги Муна нет по существу никакого опыта в международной дипломатии за пределами Азии. Гордон Браун занимался только внутренней политикой. То же можно сказать и о двух основных претендентах на должность президента Франции - Николя Саркози и Сеголен Руайяль.
Тот факт, что Буш и Путин все еще останутся у руля в 2007 году, едва ли обнадеживает. В любом случае переход к новому руководству уже не за горами как для США, так и для России - и в обоих случаях это может вызвать дестабилизирующий эффект.
Буш может поддаться соблазну эскалации военных сил в Ираке или даже в Иране в стиле "вдвое больше или ничего". За некоторыми наиболее зловещими событиями в России в последнее время может скрываться борьба за место преемника Путина.
Так где же должен мир искать новых руководителей в 2007 году?
Вакуум на верхушке может стать шансом для Японии и Германии сделать более решительные шаги вперед. Синдзо Абэ, новый премьер-министр Японии, отличается националистическими взглядами, но он взял многообещающий старт, попытавшись наладить отношения с Китаем.
Канцлер Германии Ангела Меркель находится в еще более выгодном положении, чтобы оказать позитивное влияние на мир в 2007 году. В начале года к Германии на шесть месяцев переходит председательство в ЕС и на целый год - председательство в "большой восьмерке". И хотя Меркель сдает позиции в опросах общественного мнения внутри страны, на международной сцене она приобрела уважение.
У канцлера Германии сдержанный интеллигентный стиль поведения, который внушает доверие. На европейском уровне ей удалось договориться о компромиссах, в частности, по поводу бюджета ЕС. А в более широком мировом контексте она избавилась от популистского антиамериканизма своего предшественника, избегая в то же время мощной поддержки президента Буша, которую демонстрирует Блэр. На Ближнем Востоке она проявляет здоровые инстинкты - объединяя поддержку возобновившемуся мирному процессу в Палестине с жестким отношением к президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду.
Однако на самом деле никто не ожидает, что лидеры Германии и Японии обретут достаточный вес, чтобы компенсировать уход со сцены такого большого количества их коллег. Даже если они вознесутся до звездного олимпа, этот вакуум мировой власти пугает.