Согласно последним новостям из России, Михаил Ходорковский был переведен в Сибири из колонии в центр предварительного заключения в Чите, что может означать, что против него выдвинуты очередные надуманные обвинения. В пятницу милиционеры забрали на допрос его отца, недавно вышедшего из больницы.
Хотя вы, возможно, не обратили внимания, еще до того, как появились эти новости, имя моего клиента приобрело новое значение. Дело в том, что это одно из горстки имен, которые недавно всплывали в связи с двумя на первый взгляд независимыми друг от друга историями за пределами России. Речь идет о таинственном отравлении бывшего шпиона КГБ Александра Литвиненко и о решении Royal Dutch Shell уступить давлению Кремля и отдать значительную долю газового проекта "Сахалин-2".
Хотя оба события получили широкую огласку, мало кто заметил связь с Ходорковским; многие в прессе и в политическом сообществе еще должны понять значимость его истории как прецедентного события.
На расстоянии более 3000 миль от Москвы, отбывая девятилетний срок за уклонение от уплаты налогов, бывший нефтяной миллионер является связующим звеном между отравлением Литвиненко и все более конфронтационной и агрессивной энергетической политикой Кремля. Ходорковский связывает собой эти события не из-за сомнительной теории заговора и не из-за обвинений президента России в лондонском отравлении. История с моим клиентом объясняет взаимосвязь между смертью диссидента и сахалинским грабежом по совершенно другой причине: его преследование, политически мотивированный приговор и кража его собственности стали "золотым стандартом" российской безнаказанности.
Экспроприация нефтяной компании Ходорковского стала первой в серии незаконных экспроприаций, проведенных Кремлем и создавших международную напряженность такого уровня, которого не было со времен холодной войны. Как сказала мне вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр, даже во времена Никиты Хрущева и Леонида Брежнева члена семьи не стали бы вызывать на допрос. Успех акции против Ходорковского сделался для Кремля моделью того, как громить политическую оппозицию и захватывать собственность.
Кремль, кроме того, поверил, что у него есть молчаливое разрешение мирового сообщества на подобные действия. В конце концов, если Запад не смог отреагировать на судьбу Ходорковского (представьте себе президента Буша, сажающего в тюрьму Билла Гейтса по обвинению в неуплате налогов, а потом национализирующего Microsoft), у России есть основания думать, что Запад стерпит и еще более возмутительное поведение. По этой причине правовой статус Ходорковского важен не только для России, но и для американцев и европейцев.
Многие рассматривают суд над Ходорковским как ключевой момент в российском антидемократическом откате. Показательный процесс над ним и приговор легли в основу нынешней обстановки беззакония в России, для которой характерны нераскрытые убийства знаменитой журналистки и одного из руководителей Центрального банка РФ. Хотя я одним из первых заявил, что президент Путин имеет право на презумпцию невиновности в деле Литвиненко, мало кто сомневается в том, что драматические перемены, случившиеся в период его правления, помогли создать обстановку беззакония, которая сегодня преобладает.
Атака на активы ЮКОСа была атакой одновременно на российских и иностранных инвесторов. Однако не только российские власти несут за это ответственность. У Кремля было несколько сообщников, в том числе несколько могущественных друзей за границей. Крупные западные финансовые институты, такие как Dresdner Kleinwort Wasserstein и ABN AMRO, участвовали в первичном размещении акций "Роснефти" - российской государственной компании, главное нефтедобывающее предприятие которой - "Юганскнефтегаз" - было экспроприировано у ЮКОСа и продано за незначительную часть его реальной стоимости на незаконном аукционе. Из-за того что представители международных финансовых кругов выступили в роли сообщников в этой сделке, россияне обрели уверенность и продолжают мародерствовать на поле частного бизнеса, что коснулось, например, компании Royal Dutch Shell.
Последствия для энергетических связей и геополитики могут оказаться катастрофическими, поскольку дело Ходорковского в корне изменило российское государство, превратив его в клику энергетических националистов. В Кремле есть люди, которые хотят использовать российские газовые и нефтяные ресурсы как оружие в борьбе за продвижение своих политических интересов, что демонстрирует карательная энергетическая политика по отношению к бывшим советским республикам прозападной ориентации, таким как Украина и Грузия, и проекты, подобные Северо-Европейскому газопроводу, который представляет серьезную угрозу для энергетической безопасности Польши.
Вместо того чтобы провести газопровод по территории Польши, что было бы относительно недорого, Россия избрала более затратный путь по дну Балтийского моря. Это лишает Польшу возможности получать плату за транзит и, более того, позволяет России прекращать поставки газа в Польшу, не ставя под угрозу Германию. По словам бывшего экономического советника Путина и нынешнего сотрудника Института Катона Андрея Илларионова, в администрации есть также отдельные личности, которые используют свой контроль над нефтяной и газовой промышленностью для личного обогащения.
Имя Ходорковского должно бы вспоминаться американцам не только в тот момент, когда они заливают бензобак на автозаправке, но и когда президент Венесуэлы Уго Чавес оскорбляет Америку, или когда иранский президент Махмуд Ахмадинежад ставит под угрозу безопасность на Ближнем Востоке и проводит конференции, отрицающие Холокост. Чавес как раз недавно заключил крупные военные и энергетические контракты с Россией, а Ахмадинежад пользуется покровительством русских в ООН. Все три президента разделяют идею многополярного мира, противостоящего Америке. Их опасный альянс стал возможен благодаря мощи, обретенной в результате захвата ЮКОСа и других активов частных компаний при попустительстве Запада, и благодаря продолжающимся актам энергетического империализма.
Уже четвертый раз Ходорковский проведет новогодние праздники за решеткой, вдали от жены и детей. Он находится в опасности, его здоровье и жизнь под угрозой - в этом году он пережил нападение своего сокамерника, который ножом пытался выколоть Ходорковскому глаз, пока тот спал. Когда-то ведущий российский бизнесмен и благотворитель, теперь Ходорковский является "узником совести", как сказал Марк Медиш из фонда Карнеги. Его история показывает связь между крупными энергетическими сделками, правами человека и политическими диссидентами. Его судьба и то, как она повернется, определят будущее России в системе международных отношений.
Роберт Амстердам - партнер-основатель адвокатской конторы Amsterdam & Peroff, ведет сетевой дневник на www.robertamsterdam.com
Хронология Ходорковского
Февраль 2003 года
В ходе транслировавшейся по телевидению встречи Михаил Ходорковский бросает вызов Владимиру Путину, поставив вопрос о коррупции в российском правительстве.
Август 2003 года
Ходят слухи о том, что ExxonMobil предлагает купить 25% акций ЮКОСа.
Октябрь 2003 года
Ходорковский арестован вооруженными людьми, когда его самолет садится для дозаправки на сибирском аэродроме. Его обвиняют в неуплате налогов.
Апрель 2004 года
От ЮКОСа требуют единовременно заплатить более 3,5 млрд долларов налоговой недоимки, что позволяет российскому правительству арестовать акции "Юганскнефтегаза" - ключевого нефтедобывающего подразделения компании. В 2004 году налоги в конце концов достигают 8 долларов на каждый доллар доходов.
Декабрь 2004 года
"Юганскнефтегаз" продан на аукционе никому не известной компании "Байкал Финанс Груп", зарегистрированной за две недели до аукциона с 300 долларами уставного капитала. Предложенные "Байкалом" 9,3 млрд долларов не были оспорены вторым (из двух) зарегистрированным участником торгов - государственной компанией "Газпром". После этого контролируемая Кремлем компания "Роснефть" купила "Байкал".
Май 2005 года
Суд приговаривает Ходорковского к девяти годам заключения в сибирской тюрьме. Во время суда милиция обыскивает офисы адвокатов, забирает бумаги и компьютеры; стороне защиты не позволили полностью изложить суду свою позицию.
Сентябрь 2005 года
Московский городской суд отклоняет апелляцию Ходорковского спустя всего час после получения от защиты записки по делу. На следующий день член международной команды адвокатов Ходорковского Роберт Амстердам изгнан из России, после того как офицеры спецслужб в гражданской одежде ворвались среди ночи в его гостиничный номер.
Март 2006 года
Российские власти арестовывают счета благотворительной организации Ходорковского "Открытая Россия", вынуждая ее прекратить свою деятельность.
Июль 2006 года
"Роснефть" проводит первичное размещение акций (преимущественно на базе активов ЮКОСа) на Лондонской фондовой бирже. Это приносит ей около 10,7 млрд долларов.