Постсоветские диктаторы - вид вымирающий. Лишь в нынешнем месяце в возрасте 66 лет в мир иной отправился президент Туркмении Ниязов, Туркменбаши, который назвал один день недели своим именем, а другой - именем своей матери. Теперь складывается впечатление, что рычаги власти из своих рук выпускает еще один постсоветский лидер - Александр Лукашенко.
Лукашенко - изгой европейской политики. Среди западных лидеров стали игрой как можно более сильные оскорбления в его адрес. Недавно президент Финляндии назвал Белоруссию "шрамом на лице Европы". Дабы не дать опередить себя, в игру вступил президент Буш, осудив "тиранический режим" Лукашенко.
Белоруссия и вправду является аномалией в современной Европе. Ростом 6 футов 2 дюйма, Лукашенко, усатый бывший колхозник, был единственным депутатом в Белоруссии, проголосовавшим против роспуска Советского Союза в 1991 году. После прихода к власти в 1996 году он сделал все что мог, чтобы заморозить свою страну как последний оплот СССР.
В то время как все страны вокруг него проводили постсоветские либеральные реформы, Лукашенко упрямо им сопротивлялся и публично назвал МВФ "сборищем жуликов". Около 80% экономики остается под контролем государства, и значительная ее часть контролируется его собственной президентской администрацией. КГБ сохраняет в Белоруссии жесткую хватку, и тюрьмы пополняются бывшими политическими оппонентами Лукашенко.
Тем не менее, среди белорусов он удивительно популярен, особенно среди людей преклонных лет, которые благодарны за низкий уровень преступности и стабильную социальную систему. Они зовут его "батькой" из-за его жесткой патерналистской политики. Даже если он и не сфабрикует выборы, по словам аналитиков, он все равно получит более 60% голосов. Однако сейчас его советское государство в миниатюре может оказаться в беде, и вовсе не из-за того, что клетку раскачивают ЕС или США, а из-за намного более серьезной угрозы - путинской России. Белоруссия выживала и даже процветала на протяжении последних нескольких лет, потому что Россия продавала ей дешевые нефть и газ примерно за четверть рыночной цены. Она делала это в надежде на то, что в один прекрасный день Белоруссия и Россия объединятся и станут Более Великой Россией.
Однако Лукашенко не подает признаков желания отказаться от власти и быть проглоченным Более Великой Россией. И он с радостью принимал субсидируемые российские нефть и газ и продавал их другим странам с большой прибылью.
Однако Россия теряет терпение. Теперь Кремль говорит, что с 1 января увеличит вчетверо цену на газ для Белоруссии, если Белоруссия не продаст свой газовый трубопровод принадлежащему Кремлю "Газпрому". Это даст "Газпрому" контроль над собственным экспортом газа, который идет через Белоруссию в Европу, а также положит конец продаже Белоруссией субсидированного российского газа другим странам.
Этот шаг отключит "искусственное дыхание" щедрой белорусской социальной системе и тем самым - популярности Лукашенко. Однако некоторые аналитики полагают, что хитрый Лукашенко может выжить и сохранить свой режим.