В 2008 год Россия вступает с большей уверенностью в себе, чем когда-либо после распада СССР. Внутри страны президент Владимир Путин и его высшие чиновники сумели организовать передачу власти, которая, по-видимому, наверняка гарантирует сохранение их власти еще в течение многих лет. За рубежом Россия все более стремится утверждать свое влияние, особенно на территории бывшего СССР. Высокие цены на нефть обеспечивают Кремлю колоссальные ресурсы на преобразование России и усилия по осуществлению ее устремлений.
Светлый горизонт России омрачает большая туча - растущая склонность Кремля к авторитаризму. Путин подавил надежды на то, что постсоветская Россия вскоре сможет превратиться в демократическую страну. Вместо этого перед нами страна, где господствуют сотрудники спецслужб и чиновники, а также их сателлиты из сферы бизнеса. Господствующая идеология - это национализм, иногда умеренный, иногда крайне нетерпимый, особенно по отношению к представителям коренных народов Центральной Азии и Кавказа. Но главным, все превозмогающем мотивом элиты является стремление к личному обогащению беспардонными методами, часто путем коррупции.
Большинство россиян поддерживают Путина, так как они считают его заслугой стабилизацию обстановки в России после хаотических 1990-х годов и гарантию экономического бума в стране, основанного на торговле нефтью. Кучка либералов страстно протестует против упадка демократии. Но остальную страну это, по сути, не волнует.
Перед Западом стоит вопрос о том, как обходиться с такой страной, играющей столь важную роль, но все менее настроенной на сотрудничество. Ответ в том, что с Россией следует общаться в различных сферах, но избегать компромиссов относительно ценностей Запада, особенно принципа верховенства закона. Это будет нелегко, но США и Евросоюзу следует попытаться применить ряд базовых принципов.
Во-первых, забудьте о попытках превратить Россию в демократию извне. Если в России разовьется демократия, это будет сделано в основном россиянами. Иностранцы смогут помогать этому процессу лишь с обочины - и только когда страна для него созреет; сейчас момент не подходящий. Западу не следует воздерживаться от привлечения внимания к безобразным сторонам внутренней российской жизни, но он должен сосредотачиваться на ключевых вопросах прав человека - например, на убийствах по политическим мотивам, - а не делать расплывчатых заявлений о демократии.
США и ЕС следует способствовать тому, чтобы в России широко распространялось зачарованное увлечение Западом. Подобное впитывание западной культуры не делает Россию западной страной, но оно свидетельствует, что россиян можно привлечь к западным ценностям, рекламируя все - от стипендий до поездок за покупками в Лондон. Кроме того, западные компании, работающие в России, могут добиться многого, распространяя международные стандарты деятельности корпораций.
Во-вторых, признайте, что Россия имеет законное право на защиту своих интересов на территориях, соседствующих с ее границами, совсем как США поступают у своих границ - в Латинской Америке и Китае. Москва искренне считает, что ей угрожает расширение НАТО и других институтов Запада на восток. На ее страхи следует ответить. Но Россия должна признать, что связи с соседними государствами должны основываться на безусловном признании их суверенитета. По этому вопросу компромиссов быть не может.
В-третьих, в межправительственных связях главным должно стать прагматическое политическое и экономическое сотрудничество. Россию и Запад многое объединяет, когда дело касается ключевых глобальных проблем, как то: нераспространение ядерного оружия, сдерживание исламизма и противодействие терроризму. В энергетической сфере, где Россия является ключевым поставщиком для ЕС, отношения никогда не будут легкими, учитывая трения между основным добытчиком и его клиентами. Но некоторые сложности можно преодолеть, способствуя прозрачности и уменьшая роль политики в энергетическом сотрудничестве как в ЕС, так и в России.
В-четвертых, держитесь заодно. ЕС в особенности позволяет России эксплуатировать его разобщенность, предоставляя привилегии некоторым государствам, особенно в контрактах на энергоносители, и наказывая другие. Западу легче будет иметь дело с Россией, если ЕС будет выступать единым фронтом.
И наконец, готовьтесь к разочарованиям. Как показало дело Александра Литвиненко, никак нельзя предугадать, где взорвется следующая бомба в дипломатических отношениях. Минимум того, что нужно Западу от России, - это сотрудничество в области энергетики, а также в отношении ядерного оружия, исламизма и терроризма. Если этого можно добиться, это будет уже много, если учесть нынешнюю политику России.