Хотя в последнее время ситуация с внешней охраной российских ядерных объектов медленно, но улучшается, главную опасность сейчас представляют хищения оружейных ядерных материалов собственными сотрудниками этих объектов. Об этом говорится в докладе, подготовленном недавно американской разведкой.
Хотя некоторые попытки хищений ядерных материалов, главным образом с российских производственных объектов и из НИИ, были обнаружены и сорваны, "имеют место незафиксированные случаи вывоза" подобных материалов, - говорится в докладе, подготовленном Национальным советом по разведке, в состав которого входят представители ЦРУ и других разведорганов.
Старая российская система безопасности, уделявшая внимание, главным образом, угрозам, исходящим из-за рубежа, "вероятно, оказывается недостаточной, чтобы бороться с хищениями со стороны своих сотрудников, вступивших в сговор с преступными или террористическими группами", - отмечается в докладе.
Опасения по поводу ненадежной системы внутренней безопасности появились в сентябре 1998 года, когда российский матрос-призывник застрелил часового, охранявшего атомную подводную лодку, и еще пятерых моряков, находившихся внутри. По словам Брюса Блэра, президента Центра оборонной информации, сотрудничающего с Россией в вопросах ядерной безопасности, призывник беспрепятственно проник в ангар, где хранилось ядерное оружие. Инцидент закончился тем, что призывник застрелился.
Русские поняли, что с одним неуправляемым человеком можно справиться, "но если двое или более сотрудников объекта сговорятся что-нибудь украсть, все меры безопасности окажутся неэффективными", - подчеркнул Блэр. После этого высокопоставленные российские военные обратились к США с просьбой помочь им в борьбе с этой угрозой.
"Большие средства стали выделяться после того, как русские осознали, что у них есть проблема с собственными сотрудниками опасных объектов", - отметил Блэр. Как подчеркивается в докладе, с этого момента российская сторона ввела обязательные психологические тесты, а также тесты на употребление наркотиков и алкоголя и проверку на детекторе лжи для всего персонала, работающего с ядерными боеголовками. "Полиграф", а также оборудование для проведения тестов на наркотики и алкоголь были предоставлены Вашингтоном в рамках программы Пентагона по сокращению угроз.
В октябре прошлого года генерал-полковник Игорь Волынкин, возглавляющий управление Минобороны, в чьем ведении находятся ядерные арсеналы, заявил, что меры по усилению безопасности, принятые в начале 2001 года, вдвое повысили эффективность усилий по предотвращению попыток террористов получить информацию о местах хранения ядерного оружия, - говорится в докладе.
Блэр отметил, что еще одним слабым местом реформируемой российской системы ядерной безопасности является транспортировка ядерных боеголовок; главным образом это объясняется тем, что старые и новые ядерные вооружения постоянно перевозятся из одного места в другое. "Срочнослужащие охранники, для которых характерны низкий моральный дух и низкий уровень подготовки, а также имеются проблемы с алкоголем, постепенно заменяются офицерами", - подчеркнул Блэр.
Наряду с опасениями по поводу сотрудников опасных объектов, в докладе отмечается, что главная угроза, которой в прошлом больше всего опасались США, а именно несанкционированный запуск или случайное применение ядерного оружия, "в высшей степени маловероятна", поскольку жестко централизованная система, созданная еще в советские времена, исправно функционирует.