Мировая экономика по-прежнему остается нефтяной экономикой. И именно поэтому бойкотирование поставок нефти, объявленное мусульманскими нефтедобывающими странами, не имеет никакого значения.
Заявление мусульманского мира об использовании нефти в качестве оружия против воинствующего Запада может привести к экономической трагедии. Если малайскому президенту Махатиру Мохамаду в самом деле удастся объединить мусульманские нефтедобывающие страны и перекрыть поток нефти на Запад, для индустриализированного мира насупят ужасные дни. Только лишь Ближний Восток покрывает одну треть мировой потребности в нефти. Несмотря на то, что все потенциальные альтернативные продавцы ? в первую очередь Россия ? стали качать нефть как заведенные, на Западе, пожалуй, действительно может стать темно и холодно.
Насколько чувствительно реагируют рынки на перебои в снабжении, показали в декабре прошлого года забастовки в нефтяной промышленности Венесуэлы. Так, из-за сокращения поставок цены на нефть подскочили почти на 40%, и, как утверждают дилеры, на совести иракского кризиса ? лишь малая доля от общего повышения цен. Это при том, что при этом Венесуэла покрывает только 5% ежедневной потребности в нефти, то есть гораздо меньше того, что мусульманские страны вместе взятые добывают в сутки.
Однако сверхвысокой угрозой объявленный бойкот становится только в том случае, если учитывать значение "черного золота" для мировой экономики, которая сегодня по-прежнему однозначно остается нефтяной экономикой. И это никак не поколебало то обстоятельство, что сырьевые ресурсы в большой мере утратили свое первоначальное значение. Так, сегодня ведущие индустриальные государства на каждый доллар прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности, расходуют примерно на 40% меньше нефти, чем в начале 70-х.
Разумеется, в некоторых экономических областях сырьевые ресурсы и сегодня занимают почти монопольное положение. Например, в транспортной сфере. Человек едет в офис на машине, работающей на бензине, произведенном из нефти, китайцам привозят на работу обед на мопеде, которому тоже нужен бензин. Итак: современное информационное и потребительское общество до сего дня все еще пребывает в веке углеводорода. Скачок цен на бензин, дизельное топливо и керосин по-прежнему остается причиной для страха.
Однако для того, чтобы экономика застыла в шоке, бойкот со стороны мусульманского мира вовсе не обязателен. По крайней мере, так утверждает бывший консультант Клинтона и лауреат Нобелевской премии Джозеф Штиглиц. Он пророчит тяжелейший кризис для всей мировой экономики в случае, если в ходе войны в Ираке цены на нефть ощутимо возрастут. То, что сырьевые ресурсы во время войны дорожают, является аксиомой. Так что рост цен на нефть на очередные 50% не окажется сенсационным. Хотя большинство нефтяных дилеров исходит из того, что ? как уже случилось во время первой войне в Персидском заливе ? положение на рынках разрядится уже вскоре после начала войны.
Но если одновременно с войной в Ираке будет действовать бойкот на поставки нефти, даже самые опытные эксперты в области энергоресурсов, пожалуй, не смогут предсказать все последствия, вытекающие для ведущих индустриальных стран. Ясно одно: реальность не будет иметь ничего общего с безопасностью. Очевидно и то, что основные мусульманские государства и одновременно критики Запада, такие, как Иран, не получат никакой выгоды от нефтяного бойкота, направленного против ведущих индустриальных государств. И вот Саудовская Аравия, крупнейший в мире поставщик нефти, снова дала понять, что не собирается присоединяться к тем мусульманским странам, которые через нефть собираются усилить экономическое и политическое давление на Запад.
Причину, почему в регионе Персидского залива не наблюдается сильного восторга от идеи о нефтяном бойкоте, можно обозначить одним словом: нефтедоллары. Так, экономика всех государств региона почти полностью зависит от нефти. Кроме того, эти страны знают, что число "штрейкбрехеров" при взрывном росте цен в результате бойкота с каждым днем будет увеличиваться, чтобы перехватить на рынке долю стран, прекративших экспорт нефти. Все может кончиться тем, что в последний момент нефтяной бойкот поддержат только Малайзия и Индонезия. Доля этих государств на мировом рынке составляет 3%, то есть это нефтяные карлики.
Призыв бойкотировать поставки нефти, конечно, принесет президенту Махатиру много славы и почестей в мусульманском мире, однако не создаст никакой угрозы для мировой экономики.