В 1992 г. узбек Макс Ибрагимов создал мебельную фабрику в Калининградской области, бывшей советской военной колонии. Сегодня в его компании работают 125 плотников, швей и продавцов. Над его рабочим столом висит карта России, где обозначен размах его империи MaXick. Его диваны и кресла продаются по всей территории страны, от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Он планирует построить пять новых фабрик, в том числе две в Сибири. В марте Ибрагимов открывает первый американский торговый центр в Оклахома-сити.
Меньше всего его интересует политика. Когда есть дешевая рабочая сила, низкие налоги и удобное месторасположение между Литвой, Польшей и Балтийским морем, времени смотреть вечерние новости не остается. Если же послушать политиков в Москве и Брюсселе, то выясняется, что в области существует некая "калининградская проблема".
В 2004 г. соседи Калининградской области вступят в Европейский Союз. ЕС боится заселивших анклав мафиози и больных СПИДом наркоманов и говорит, что для переезда в Россию через Польшу и Литву калининградцы должны будут получать транзитные визы. Администрация Путина утверждает, что это помешает россиянам свободно путешествовать по собственной стране.
Недавно стороны пришли к компромиссу - договорились о введении "упрощенных транзитных документов". Некоторые детали еще обсуждаются, но дипломаты ЕС поздравляют друг друга. Они сдали первый экзамен по силовой политике в отношениях с Россией. Президент Владимир Путин говорил, что лишение россиян права на поездки - это "хуже, чем холодная война". По словам кремлевских чиновников, введение виз равносильно воссозданию "железного занавеса".
Но шумиха по поводу виз отвлекает внимание от реальной калининградской проблемы ЕС. Пока Москва контролирует политическую и экономическую жизнь в регионе, Калининград будет продолжать экспортировать преступность и болезни в ЕС. Удобно расположенный Калининград, располагающий глубоководным портом, должен быть торговым центром южной части Балтийского моря. Надежды на это неоднократно появлялись в течение одиннадцати лет со времени развала Советского Союза, но реализовать эти планы никогда не удавалось.
Москва вмешивается в повседневную жизнь многих регионов, но в Калининграде сложилась беспрецедентная ситуация. Калиниград - единственный регион, отрезанный от основной части России. Его преимущества заключаются в уникальных возможностях для открытой торговли. "Треть нашей экономики связана с Россией. Две трети экономики - с нашими соседями и ЕС. С каждым годом этот разрыв становится все больше", - говорит Сергей Пасько, президент калининградской Балтийской республиканской партии.
Однако Калининград обладает еще одним уникальным свойством. Как и черноморский порт Севастополь, Калининград был закрыт для внешнего мира в советские времена. Эти регионы находились под жестким контролем Москвы. В последние годы энтузиазм некоторых региональных лидеров, призывающих к созданию зон свободной торговли, заставляет Москву нервничать. Она боится, что в один прекрасный день Калининградская область захочет выйти из состава России. Поэтому центр отказывается передавать Калининграду властные полномочия.
Местные чиновники говорят, что вмешательство центра мешает возрождать хрупкую экономику. Молочный и овощной сектора процветают, построены заводы BMW и KIA. В городе Калининграде, где проживает полмиллиона человек (половина жителей области), создано 3 тыс. совместных предприятий с иностранными партнерами. Калининград стал известным бандитским клубом, но местные жители говорят, что большая часть торговли не связана с наркотиками и проституцией. Преступники поставляют бытовую технику на черный рынок, раскинувшийся на территории от Калиниграда до Гданьска, Варшавы, Вильнюса и Риги. Мелкие контрабандисты покупают пиво, сигареты и авторучки на сумму в 50 долл., приезжают на автобусе в польский город Мальборк, продают свой товар и получают 10-20 долл. прибыли.
Экономика Калининграда зависит от экономик быстро модернизирующихся нынешних и будущих членов ЕС. В начале и середине 90-х Москва помогала Калининграду создавать свободные экономические зоны, но центральное правительство не смогло устранить бюрократические барьеры и обеспечить главенство закона. Чиновники ЕС говорят, что в результате в центре Европы может возникнуть "черная дыра".
По оценкам Пасько, деятельность обычного бизнесмена контролируют пятьдесят правительственных органов, в частности торговая инспекция, пожарная инспекция, санитарная инспекция, налоговая полиция. Партия Пасько призывает к отказу от регулирования внешней торговли. По расчетам Пасько, размеры штрафов, выплачиваемых многими бизнесменами, в 1,5 раза превышают размеры федеральных налогов.
Пока непонятно, что Путин собирается делать с Калининградом, где родилась его жена. Придя к власти, бывший агент КГБ попытался централизовать власть и ограничить властные полномочия своенравных губернаторов. Однако в последнее время разговоры о том, чтобы передать Москве право назначать губернаторов поутихли. (В настоящее время губернаторские посты являются выборными.)
Калининградцы не знают, что им делать с федеральным правительством, которое не дает им возможности присоединиться к Европе. Балтийская республиканская партия Пасько предлагает наиболее радикальное решение. Партия требует не только смягчить федеральный контроль, но и дать Калининграду право заключать торговые сделки с ЕС и дерегулировать торговлю. Короче говоря, создать полунезависимое четвертое балтийское государство. Не является ли это выходом из состава России? "Мы будем частично независимым государством в составе Российской Федерации, - говорит Пасько. - Но мы надеемся также вступить в ЕС".
Заместитель мэра Сильвия Гурова и губернатор области, бывший главнокомандующий советского Балтийского флота Владимир Егоров так далеко не заходят. Тем не менее происходящее вызывает в Кремле большое раздражение и даже гнев. Калиниградцы - владельцы магазинов, студенты университетов, правительственные чиновники - явно хотят идти своей собственной дорогой.
"Если бы все россияне работали так, как мы, у Европы возникли бы проблемы", - полушутя говорит Ибрагимов, король диванов посткоммунистической России, который знает, каким потенциалом обладает регион. Согласится ли Москва уйти у него с дороги?