Изданию EUobserver стало известно, что Россия может получить от ЕС возможность большего влияния в вопросах европейской политики по безопасности и обороне, если будет достигнут прогресс в разрешении споров по поводу границ бывшего Советского Союза.
ЕС готово пойти на углублении связей с Москвой по вопросам безопасности взамен на прогресс в разрешении конфликтов в Молдавии и Грузии, заявили изданию дипломатические источники.
Таким образом, Россия может участвовать в принятии решений при проведении операций ЕС по разрешению кризисов. Это был бы значительный шаг вперед в сотрудничестве, сделать который не раз призывала Москва.
Хотя Россия уже предоставляла войска для операций ЕС, например, на Балканах, до сих пор ей отводилась минимальная роль в руководстве такими операциями.
Данное предложение могло бы вывести из тупика проблему Приднестровья.
Дипломаты надеются, что предложение поможет ЕС и России сотрудничать более тесно в разрешении данного конфликта и заставит Россию вывести 2500 своих солдат из региона.
Это, в свою очередь, может расчистить путь для создания европейского контингента по мониторингу границы между Приднестровьем и Украиной либо самого региона.
Ранее на этой неделе премьер-министр Молдавии Василий Тарлев заявил журналистам в Брюсселе, что он надеется, что ЕС будет играть решающую роль в разрешении конфликта.
Тарлев призвал ЕС рассмотреть вопрос о мониторинге с целью укрепления молдавско-украинской границы, включая район Приднестровья, и заявил, что ЕС будет играть самую важную роль в будущем миротворческом контингенте.
Представитель председательствующей в ЕС Ирландии выразил надежду, что разрешение конфликта будет для ЕС очень приоритетной задачей.
Европейские эксперты по безопасности полагают, что конфликты в Приднестровье (Молдавия) и Абхазии (Грузия), хотя и не являются активными, но представляют собой источник нестабильности для расширяющегося ЕС.
При этом наиболее актуальна проблема Приднестровья.
Сепаратистская республика на восточной границе Молдавии в 1992 году объявила о независимости, порвала связи с Молдавией и превратилась в постоянный источник нестабильности для Кишинева.
Беззаконие и огромные брошенные запасы советского вооружения привели к расцвету торговли оружием.
Приднестровские власти не желали заключать соглашение, предпочитая сохранение выгодного статус-кво, а Россия не использовала свое значительное влияние на лидеров в республике, чтобы заставить их пойти на это.
Если Румыния, как запланировано, в 2007 году присоединится к ЕС, то Приднестровье превратится в непосредственную проблему Европейского союза.
Менее чем через три года ЕС может подойти к границе Молдавии, государства, которое является главным источников европейской торговли оружием и людьми, эпицентр которой находится в Приднестровье.
С момента начала проведения Европейской политике по безопасности и обороне (ESDP) Москва настаивает на усилении своего участия в этом процессе, рассматривая военные планы ЕС как средство уменьшения влияния НАТО в Европе.
В условиях, когда споры между ЕС и США по поводу европейской обороны утихают, а угроза региональной нестабильности становится все более актуальной, ЕС, видимо, готов исполнить желание Москвы в замен на уступки.
Новая серия пятисторонних переговоров по Приднестровью будет подготовлена в следующий вторник на встрече посредников в Белграде.
Встреча должна будет определить совпадающие позиции и проложить путь для возобновления переговоров.
ЕС надеется, что предпринимаемые им шаги заставят Москву продвигать переговоры.