Высыхание Аральского моря превратило остров Возрождения, на котором Советский союз испытывал биологическое оружие, почти в полуостров, представляющий угрозу для местного населения и живой природы, сообщили ученые агентству United Press International.
СССР впервые испытал на острове биологическое оружие в 1930-е годы. Однако вскоре работы приостановили, так как глава операции Иван Великанов был арестован. Испытания возобновились в 1954 году и продолжались до 1991-го.
По словам Геннадия Лепешкина, генерального директора казахстанского Национального центра биотехнологий, на острове, который сегодня принадлежит Казахстану и Узбекистану, под открытым небом испытывали агенты сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, чумы, тифа, ку-лихорадки, ботулизма. Эксперименты проводились на лошадях, обезьянах, овцах, ослах, мышах, морских свинках и хомяках, сообщал Лепешкин в 2001 году.
В южной части острова изучались такие процессы, как аэрозольное распыление биологических агентов, их обнаружение и эффективный радиус действия аэрозольных бомб с биологическими агентами разных видов, заявил Лепешкин.
Американское и узбекское правительство начали проект по обеззараживанию острова в рамках программы по уменьшению угрозы Нанн-Лугара. В 2002 году американские сотрудники программы поместили агенты сибирской язвы в 11 забетонированных шахт и смешали их с нейтрализующим гипохлоридом кальция, рассказал Аминджон Нематов, директор узбекского Центра профилактики наиболее опасных инфекций.
Несмотря на эти усилия, остров по-прежнему представляет угрозу, заявил Олег Митропольский, возглавляющий в узбекском центре лабораторию зоологии и паразитологии.
"При неблагоприятных условиях штаммы сибирской язвы превращаются в споры, которые очень стабильны и могут прожить 300 лет, - сказал он. - Попадая в организм, эти споры оживают".
По сути, американцы повторили операцию, проведенную советской армией в конце 1980-х годов, когда сибирскую язву засыпали хлоркой.
"Тесты показали, что спустя 10 лет некоторые бактерии сибирской язвы живы и опасны", - сказал Раймонд Зилинскас, сотрудник Центра нераспространения в Монтрее, Калифорния.
"Хотя обеззараживание, проведенное американской бригадой, было успешным, и жизнеспособные организмы не выжили, после этого необходимо достаточно долго осуществлять экологический мониторинг", - добавил он.
Зилинскас отметил, что ученые должны будут брать пробы почвы, чтобы выяснить, нет ли болезнетворных агентов под ее поверхностью, а также в колониях грызунов и насекомых. К тому же, добавил он, нет точной информации о том, какое количество агента сибирской язвы было завезено на остров, поскольку правительство России отказалось предоставить необходимые данные.
"По оценкам американских экспертов, в 11 шахтах находится от 100 до 200 тонн бактерий сибирской язвы", - сказал он. Несмотря на то что благодаря обеззараживанию угроза уменьшилась, ученым необходимо продолжать исследования и периодически повторять обеззараживание.
Из-за высыхания Аральского моря появился перешеек, соединяющий остров Возрождения с узбекской территорией, и полуостров увеличивается в размерах. Возникает опасность, что островные животные, являющиеся носителями инфекций, мигрируют на материк. Если на остров начнут ходить люди, они могут вступить в контакт с болезнетворными агентами, которые находятся в почве или переносятся грызунами и насекомыми.
В последние несколько лет жители Казахстана и Узбекистана зачастили на остров в поисках брошенной техники, строительных материалов и металлолома. Имеются сообщения о случаях инфекционных заболеваний у людей, побывавших на острове или пользующихся привезенной оттуда техникой.
Проникновение на остров пустынных грызунов непременно приведет к заражению животных инфекциями, заявил Митропольский. Они, в свою очередь, могут стать рассадниками заболеваний.
"По мнению некоторых ученых, местные жители подвергаются опасности заражения бубонной чумой, которую блохи передают от животного к животному, - сказал Зилинскас. - Однако данных об уровне заражения нет".
Несомненно, остров Возрождения представляет угрозу, сказал Нематов. "Там могут быть опасные патогены, и мы не знаем, где именно они находятся".