Путин стремится заключить соглашение с бизнесом, играющим по кремлевским правилам
Когда в декабре президент Владимир Путин набросился на тех, кого он назвал горсткой людей, нарушавших закон в ходе приватизации 1990-х годов, ни у кого не было сомнений: это очередное предупреждение так называемым российским олигархам, чьи политические амбиции Кремль стремится подавить.
Но в тот же день близкому соратнику одного из таких магнатов был оказан теплый прием на длившейся целый час встрече с президентом в Кремле.
Александр Хлопонин, 38-летний бывший банкир, сколотивший миллионы на приватизации 1990-х, не добивался от Путина благословения своей последней сделки. Он искал в Кремле поддержку проектам, имеющим ключевое значение на его нынешнем посту губернатора Красноярского края, и получил ее. Сибирский регион, который в четыре раза больше Франции, богат металлами, нефтью и лесом, но, как и вся Россия, с трудом может обеспечить базовые нужды своих 3 млн жителей.
Кремль безжалостен к магнатам, если чувствует, что они пытаются бросить Путину вызов на политической арене. Например, в последние недели высокопоставленные чиновники дали понять, что подлинной причиной ареста миллиардера Михаила Ходорковского и давления на его нефтяную компанию ЮКОС является стремление положить конец его агрессивным попыткам оказывать влияние на парламент.
Хлопонин же внимательно следил за тем, чтобы играть в политику по правилам Кремля. Его прежние деловые партнеры во главе с магнатом Владимиром Потаниным входят в число самых лояльных сторонников Кремля, поддерживая его даже в деле ЮКОСа, которое потрясло деловое сообщество. В отличие от руководства ЮКОСа, они не подвергаются давлению со стороны властей.
Поддержка Кремля важна для Хлопонина и в политической карьере, поскольку помогает ему осуществлять проекты, позволяющие набирать дополнительные очки у избирателей, например добиваясь выделения дополнительных федеральных средств. Ожидается, что Хлопонин получит очередное поощрение в пятницу, когда Путин посетит Красноярск.
Для Путина очень важна поддержка корпоративных гигантов страны, если он хочет выполнить свои обещания о возрождении достоинства и процветания России. Путин проводит мысль: что хорошо для России, хорошо и для бизнеса. Российская деловая элита все чаще принимает условия Кремля.
В отличие от других российских магнатов, забавляющихся политикой, но сосредоточенных на бизнесе, Хлопонин говорит, что всерьез намерен сделать политическую карьеру. Регулярно возникают слухи о том, что он включен в число главных претендентов на тот или иной высокий пост в Москве. На этой неделе в местной прессе появились сообщения о том, что он может стать премьер-министром.
Но Хлопонин заявляет, что "было бы безответственно" покинуть пост губернатора до окончания срока. "Я должен отработать хотя бы один срок", - говорит он. Его нынешний пятилетний срок заканчивается в 2007 году, за год до следующих президентских выборов.
По его словам, его не беспокоит господство Путина на политической арене, поскольку оно может ускорить проведение необходимых реформ. Как и в бизнесе, "в кризисных ситуациях нужна централизация", говорит он.
Хлопонин приехал в Красноярск ради бизнеса. Дитя московской элиты, он с несколькими своими друзьями, имеющими высокие связи, в начале 1990-х, когда инфляция делала финансовые спекуляции чрезвычайно выгодными, занялся банковским делом.
Он и его коллеги, включая Потанина, сегодня одного из самых богатых людей России, тратили деньги, скупая компании в рамках хаотичной приватизационной программы. Они входили в число изобретателей схемы "долги за акции", когда Потанин, Ходорковский и иже с ними расхватывали активы по сниженным ценам на аукционах, которые многие считают сфальсифицированными.
Потанин получил контроль над "Норильским никелем", одной из крупнейших в мире металлургических компаний, находящейся в отдаленном районе Красноярского края. Он отправил Хлопонина руководить компанией, стоявшей на грани банкротства после многих лет неэффективного управления.
Хлопонин не поладил с тогдашним губернатором Красноярского края, которому "Норильский никель" обеспечивал значительную часть налоговых поступлений. Отношения были настолько плохими, что на протяжении некоторого времени Хлопонин и его коллеги добивались отделения Норильска от Красноярского края.
Теперь Хлопонин говорит, что конфликт научил его тому, что бизнес должен понимать, как сотрудничать с государством ради обеспечения базовых нужд граждан, в том числе и своих работников.
Это особенно важно в России, где после десятилетий мнимого социального равенства при коммунизме десятки миллионов оказались в нищете, а огромные состояния возникали в мгновение ока.
Крупный бизнес не может пренебрегать социальной ответственностью, говорит Хлопонин. "Если вести себя так, в конце концов люди восстанут против тебя и раздавят тебя, как паука".
В первый год губернаторства Хлопонин опирался на своих коллег по бизнесу, работающих в регионе, добиваясь, чтобы они платили больше налогов в краевой бюджет, а не выводили средства в налоговые оазис.
Он признает, что это помогло вывести из-под давления "Норильский никель", который, являясь крупнейшим налогоплательщиком региона, ежегодно приносит в бюджет около 500 млн долларов.
По словам Хлопонина, он вложил свои акции "Норильского никеля" в государственный траст, чтобы избежать конфликта интересов. Он утверждает, что сам платит за корпоративный самолет, на котором летает в Москву, и за "Мерседес", на котором ездит по Красноярску.
"Мы должны показать людям, что работать - это хорошо, много работать - еще лучше, а быть богатым не стыдно", - говорит он.
Пока его идеи кажутся эффективными в Красноярске, где в 2002 году он с небольшим перевесом победил на губернаторских выборах известного местного политика. Хлопонин выплатил бюджетникам долги по зарплате, но при этом добился сокращения расходов, необходимого, чтобы сбалансировать региональный бюджет, и провел коммунальную реформу, которая означала увеличение счетов для многих его избирателей.
Тем не менее, по опросам, его рейтинг высок, и представители разных краев политического спектра готовы толковать сомнения в его пользу.
"У него есть будущее, - говорит 62-летний коммунист Игорь Абакумов из регионального законодательного органа. - Людям нравятся новые идеи, его харизма".
В отличие от большинства российских бизнесменов, прячущихся за тонированными стеклами своих "Мерседесов", Хлопонин обладает важным для политика даром общения с простыми людьми.
Например, прошлой осенью на встрече со студентами Красноярского мединститута Хлопонину был задан вопрос о семье. В Красноярске это важно, поскольку его решение оставить жену и дочь в Москве кое-кому представляется свидетельством того, что он временщик.
"Семья - это мой фундамент", - искренним тоном произнес он, смягчив сердца преимущественно женской аудитории. Но полностью он обезоружил присутствующих, когда заговорил о дочери-подростке. "Я плохой отец, - признался он. - Именно сейчас моя дочь выбирает спутника жизни, хочет найти того, кто похож на ее отца, а меня нет рядом".
Когда он уходил, студентки толпились вокруг него и просили фотографии и автографы.