Иран заявил вчера, что соглашение с Россией по поводу ядерной программы достигнуто, однако Москва утверждает, что фундаментальные расхождения в отношении ядерного плана Тегерана все еще не преодолены.
Западные дипломаты также говорят, что возможная российско-иранская сделка носит технический характер и в любом случае не может решить ключевой вопрос относительно того, откажется ли Иран от сомнительных ядерных разработок, как того требуют международные агентства.
Заявление Тегерана прозвучало за несколько дней до намеченного заседания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), наблюдательного органа ООН. На заседании должен быть составлен отчет о ядерной деятельности Ирана, который впоследствии будет направлен в Совет Безопасности ООН.
Россия стала инициатором международных попыток достичь соглашения до того, как проблема будет рассматриваться в обстановке конфронтации в Совете Безопасности. Однако до сих пор Москве не удалось совершить перелом, тогда как дипломаты США и Европы все громче заявляют, что Иран наращивает попытки создать военный ядерный потенциал. Тегеран настаивает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
Выступая вчера после переговоров с российской командой, побывавшей с визитом в Иране, глава иранской организации по атомной энергетике Голям Реза Агазаде сказал, что стороны достигли "принципиального соглашения" о создании совместного предприятия по обогащению урана - именно в процессе обогащения можно получить материал, пригодный для изготовлении ядерного оружия. Он добавил: "С целью завершения формирования пакета документов в ближайшее время переговоры будут продолжены в России".
Российский коллега Агазаде Сергей Кириенко, глава российской делегации, сказал, что взаимное доверие укрепится, если будет принято предложение Москвы об обогащении урана на российской территории.
"Я считаю, что сейчас почти не осталось проблем технического, организационного и финансового характера при создании СП с Ираном, - добавил он, - однако это лишь один из элементов решения ядерной проблемы Ирана. Необходимо работать в этом направлении".
Европейские дипломаты полагают, что любая договоренность между Россией и Ираном может носить только технический и второстепенный характер, пока Иран не отзовется на призыв МАГАТЭ ввести мораторий на обогащение урана на своей территории. "Ключевой вопрос для международного сообщества в том, согласится ли Иран на требование совета МАГАТЭ, - сказала пресс-секретарь министерства иностранных дел Великобритании. - Пока что ничто на это не указывает".
Совет управляющих МАГАТЭ, где представлены 35 стран, будет обсуждать ядерную программу Ирана на заседании, которое начнется 6 марта. После этого отчет о деятельности Ирана, подписанный главой агентства Мухаммедом аль-Барадеи, будет направлен в СБ ООН.
"Существуют возможности разрешить иранский вопрос силами агентства", - сказал Кириенко, который особо отметил двустороннее сотрудничество в Бушере - на ядерном предприятии, которое Россия строит для Ирана.