"Младич находится в Сербии, и Сербия может его выдать. Она может это сделать даже сегодня ночью, если захочет. После объявления приговора следует быть более настойчивыми". Беседуя с корреспондентом газеты Repubblica из своего кабинета главы Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), Карла дель Понте выступает с жесткой критикой в адрес европейских государств, слишком "мягких" в отношении Сербии, и подтверждает намерение оставить занимаемый пост в сентябре.
- Вы удовлетворены решением суда (Международный суд ООН в Гааге)?
- Оно позитивное, поскольку подтверждает факт геноцида в Сребренице, подтверждает то, что Сербия нарушила обязательство по его предотвращению, подтверждает, что эта страна не обеспечила полномасштабного сотрудничества и не передала Младича Гааге. Теперь Сербия обязана это сделать.
- Речь идет о снятии вины с Сербии, как с государства?
- Да. К сожалению, оставшийся незавершенным процесс над Милошевичем не помог суду. У нас были доказательства причастности бывшего президента к подготовке, организации и совершению геноцида в Сребренице.
- Эти доказательства были представлены до его смерти?
- Да, но они не оглашались до суда, кроме того, частично они не были известны общественности. Вместе с тем приговор суда не делает поблажек Белграду.
- Но как же так, реакция в Белграде на решение суда совершенно иная?
- Они радуются тому, что государство не было признано виновным, я их понимаю. Но обвинения суда очень серьезны, и президент Тадич это признает, когда требует осудить массовые убийства. Сербия должна признать, что геноцид был, и что она ничего не сделала, чтобы его предотвратить и наказать виновных.
- И что вы думаете о сторонниках Милошевича, аплодирующих решению суда?
- Радикалы сделали ошибочный и неполный вывод, потому что обращают внимание лишь на отсутствие обвинительного приговора.
- Это решение суда будет иметь влияние на ход переговоров европейских стран с Сербией?
- Я надеюсь на то, что оно будет способствовать оказанию максимального давления на Белград с целью ареста Младича и Караджича. И заблокирует возобновление переговоров по вступлению в ЕС.
- Вы воспользуетесь этим решением суда?
- Да, чтобы подтвердить то, о чем я уже говорила. В решении говорится, что Младич находится в Сербии и что Сербия осуществляла военные поставки и оказывала помощь сербской армии в Боснии. Это обвинительная основа уже законченных и идущих сейчас процессов.
- После вынесения этого приговора усилятся позиции тех, кто выступает против мягкой линии в отношении Белграда некоторых европейских стран, в числе которых и Италия?
- Самые великодушные страны, которые хотели бы позволить Сербии продолжить переговоры о вступлении в ЕС, должны полностью изменить свое отношение.
- Почему Д'Алема подталкивает всех "открыть кредит" сербам?
- Приговор опровергает мнение вашего министра, который ошибочно полагает, что таким образом можно найти решение по Косово. Сербия ясно заявила, что никогда не согласится с независимостью, и в 2006 году в новой конституции подтвердила, что Косово является составной частью ее территории. Младич никогда не будет разменной монетой. Особенно после такого решения суда.
- Экономические соображения подталкивают к тому, чтобы оказывать помощь Сербии.
- Вероятно, они существуют, особенно у приграничных государств, но, естественно, я это не приветствую.