Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 февраля 2008 г.

Эндрю Крамер | The New York Times

Россия незаметно переводит свою нефтяную торговлю на рубли

Когда на прошлой неделе расценки на нефть установились на уровне более 100 долларов за баррель, Америке однозначно было нечему радоваться.

Но она может сказать спасибо за то, что цены на сырье по-прежнему устанавливаются в долларах. Иначе психологически важного перехода к трехзначным ценам на нефть никто бы и не заметил.

Россия, второй в мире экспортер нефти после Саудовской Аравии, ведет незаметную работу по подготовке перевода расчетов за нефть преобладающей в российском экспорте марки Ural Blend из долларов в рубли. Впрочем, и эксперты, и чиновники говорят, что если такая перемена и произойдет, то лишь через некоторое время.

Российская инициатива начала постепенно реализовываться в феврале, с продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Намерение вытеснить доллар с российского нефтяного рынка - это очередной проект, отмеченный честолюбием и амбициозностью со стороны Кремля, который уже воспользовался своим энергетическим богатством, чтобы оказать давление на государства Восточной Европы и бывшие советские республики.

"Они настроены серьезно, - говорит Ярослав Лиссоволик, ведущий экономист Deutsche Bank в Москве. - Это один из их приоритетов".

Нефтяная торговля практически всегда ведется в долларах. Например, когда ближневосточную нефть продают в Азию, цена устанавливается в долларах.

Точно так же и договоры на поставку российской нефти-сырца и природного газа в Западную Европу и государства бывшего СССР оформляются в долларах. Например, в 2008 году газовый монополист "Газпром" установил для Украины цену на газ в 179 долларов за тысячу кубометров. Впрочем, никаких предложений о переводе на доллары торговли газом пока не поступало.

В результате компании и страны, которые закупают нефтепродукты, вынуждены содержать долларовые резервы, с помощью которых они оплачивают эти поставки, попутно помогая американской экономике покрывать внешнеторговый дефицит.

Россия заинтересована в отходе от такой практики (по крайней мере среди своих покупателей), поскольку это позволит поднять котировки рубля, курс которого к доллару в результате нынешнего роста цен на нефть вырос на 30%, что сделало валюту новым источником национальной гордости.

В феврале первый вице-премьер и вероятный наследник президента Владимира Путина Дмитрий Медведев, говоря об экономической политике, заявил, что Россия должна использовать возможности, связанные с ослаблением доллара.

"Сегодня мировая экономика переживает непростые времена, - сказал Медведев. - Идет пересмотр роли основных резервных валют. И мы просто обязаны этим воспользоваться". Он заявил, что "рубль станет, таким образом, одной из региональных резервных валют".

Другие страны-экспортеры нефти также предвкушают преимущества, которые даст им падающий доллар.

С 2005 года Иран, четвертый в мире экспортер нефти, пытается открыть фьючерсную биржу, чтобы продавать нефть не в долларах. Посол Ирана в России заявил, что Иран должен сделать выбор в пользу рубля, чтобы освободиться от "долларового рабства".

Конечно, некоторые экономисты называют этот проект невыполнимым, ссылаясь на необычный характер ценных бумаг - нефтяных фьючерсов в рублях, ведь их использование приведет к совмещению валютных рисков с мировым нефтяным рынком, в основе которого лежит доллар.

Рублевые фьючерсы на нефть основной российской марки Ural Blend привлекут покупателей лишь в том случае, если доллар продолжит свое падение, полагает Виталий Ермаков, директор по исследованиям российского и каспийского энергетических рынков в Cambridge Energy Research Associates.

"От желания продавать товар за рубли до возможности делать это - долгий путь", - говорит он.

Все это не заставило Кремль отказаться от попытки.

В знак серьезности намерений российского правительства в Санкт-Петербурге, втором по величине городе России после Москвы, весной должно быть закончено строительство нового высотного здания из стекла и мрамора, в котором разместится рублевая фьючерсная биржа. Она займет три этажа 16-этажной башни на Васильевском острове, одном из островов, составляющих исторический центр города.

По словам директора петербургской биржи Виктора Николаева, идея в том, чтобы, не делая резких движений, завоевать признание рынка; правительство не станет принуждать продавцов или покупателей, работающих на бирже, даже в тех отраслях промышленности, где государство доминирует.

В три этапа будет открыта онлайн-торговля продуктами нефтепереработки, такими как бензин и дизельное топливо, для внутренних покупателей, начиная с государственных покупателей, например ВМФ и муниципальных автотранспортных компаний. Частные брокеры будут допущены к торгам в марте, а фьючерсные контракты станут доступны в апреле.

Николаев сообщил, что пока не определены сроки, в которые начнется торговля экспортными контрактами. Кроме энергоносителей на бирже также представлены зерно, сахар, минеральные удобрения, цемент и такие финансовые продукты для посвященных, как правительственные квоты на импорт говядины и свинины (все сделки будут совершаться в рублях).

"Мы в России, и местная валюта - рубль, а не евро и не доллар, - сказал Николаев. - Мы не хотим зависеть от роста или падения котировок доллара. Мы будем торговать в рублях, чтобы укрепить рубль".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru