Лев Пономарев - известный российский активист правозащитного движения. Отсюда нетрудно догадаться, какова его судьба.
В пятницу Пономареву, который в прошлом был помощником советского диссидента Андрея Сахарова, а ныне является коллегой лидера оппозиции Гарри Каспарова, было предъявлено обвинение в преступной "клевете" на генерала Юрия Калинина, который руководит российской Федеральной службой исполнения наказаний. Пономарев привлек внимание к зачастую жестокому обращению с заключенными в примерно 700 исправительных колониях России, около 50 из которых приобрели репутацию "пыточных колоний". Теперь Пономарев не может выезжать из Москвы, не получив предварительного разрешения властей. Если он будет признан виновным, ему угрожают до трех лет заключения в исправительной колонии.
Формально уголовное дело возбуждено в связи с высказываниями Пономарева о Калинине, прозвучавшими в ноябре 2006 года. Но, по-видимому, речь идет о возмездии за высказывания Пономарева во время его двухнедельной поездки по США в текущем месяце, особенно в интервью нашей газете. В своей колонке "Пыточные колонии Путина" от 12 февраля наш автор Брет Стивенс привел пространные выдержки из интервью, которое взял у Пономарева; в колонке также содержалась отсылка к видеоролику, выложенному на YouTube, - сценам, где люди, похожие на российских тюремных надзирателей, жестоко издевались над заключенными. Колонка Стивенса была переведена и перепечатана в российских СМИ, а видеоролик исчез с сервера YouTube.
О том, есть ли связь между нашей статьей, исчезновением видеоролика и претензиями правоохранительных органов к Пономареву, остается лишь гадать. Но тот факт, что в реальность политического возмездия столь легко поверить, кое-что говорит о методах управления современной Россией. Все это не пророчит Пономареву, а также принципам прав человека и демократии, которые он храбро отстаивает, ничего хорошего.