"Феликс Сатер - иммигрант, отсидевший в тюрьме за то, что он ударил человека в лицо донышком разбитого стакана для коктейля "маргарита"; и, будь он родом из Мексики, а не из России, он наверняка заслужил бы ярлык bad hombre", - пишут в The Daily Beast Майкл Дейли и Майкл Вейсс. (Президент Трамп несколько раз употребил выражение bad hombres [дословно "плохие мужчины" (англ. исп.)], подразумевая преступников мексиканского происхождения, которых следует выдворить из США. - Прим. ред.).
"Лишь благодаря тому, что Сатер сделался информатором федеральных властей, он избежал 20-летнего тюремного заключения за аферу на 40 млн долларов, от которой пострадали преимущественно старики, в том числе несколько человек, выживших в Холокосте. Отец Сатера тоже сделался информатором после того, как суд признал его виновным в партнерстве с рядовым членом мафии, который почти 10 лет подвергал рэкету малый бизнес в Бруклине", - пишут авторы.
"Ничто из вышеперечисленного не удержало Дональда Трампа от широких деловых связей с Сатером, касавшихся, в том числе, высотных отелей и кондоминиумов Трампа в нью-йоркском районе Сохо. Затем, когда список правонарушений Сатера стал широко известен, Трамп заявил, что знаком с ним только шапочно", - говорится в статье.
"И все же, в тот самый момент, когда администрация Трампа готовила план наращивания депортации, человек, который долгое время является личным поверенным президента, пил кофе в отеле на Манхэттене с этим иммигрантом из России", - подчеркивают авторы.
"Как утверждает The New York Times, поверенный Трампа Майкл Коэн и Сатер участвовали в неких любительских дипломатических усилиях, призванных положить конец российской войне с Украиной путем реализации плана по смещению украинского президента Порошенко с его поста", - поясняют авторы. (См. статью The New York Times "Благодаря любезности партнеров Трампа по обходному каналу поступил план для Украины и России").
Издание сообщает: "Коэн уверял в интервью The Daily Beast, что статья в The New York Times содержит неверную информацию и он не был причастен к этому плану примирения. Он отказался ответить на вопрос, тревожат ли его криминальное прошлое Сатера и связи последнего с организованной преступностью".
"Коэн признал, что в январе недолгое время общался с Сатером в одном отеле на Манхэттене", - пишут авторы.
"Меня попросили встретиться с ним по-быстрому за чашкой кофе, я согласился, - заявил Коэн в интервью The Daily Beast. - Когда просьба поступила, я не знал, кто собирается поучаствовать в этой встрече, я никогда не соглашался с каким-либо дипломатическим планом для Украины и никогда не работал над такими планами".
Авторы отмечают: во встрече принял участие украинский парламентарий Андрей Артеменко, утверждающий, что располагает доказательствами коррумпированности Порошенко.
The New York Times не отступается от содержания своей вышеупомянутой статьи.
Сатер не ответил на просьбу дать интервью The Daily Beast. "Другие издания цитировали его высказывания, в которых он отрицал свою причастность к реальным дипломатическим усилиям. В интервью Fox News он сказал, что эти усилия - не что иное, как его очередной вклад в содействие его новой родине", - пишут авторы.
"Что дурного может быть в содействии прекращению войны и попытках добиться мира? - вопрошал он. - Я так много сделал для моей страны и счел, что продвижение примирения - дело хорошее".
Издание комментирует: "У Сатера действительно есть опыт продвижения кое-чего, преимущественно себя самого. А то, что он сделал для своей страны (два крупных дела мафии для ФБР, неудачная попытка приобрести для ЦРУ на черном рынке в Афганистане ракеты "Стингер", то, что он якобы раздобыл номер мобильника Усамы бен Ладена), было совершено, похоже, преимущественно с целью избежать наказания за проступки против его страны, в которых он сознался в суде".
Издание описывает биографию Сатера: в 8 лет иммигрировал в США из СССР, в возрасте 20 с небольшим лет был преуспевающим брокером на Уолл-стрит, затем отсидел 15 месяцев за вышеописанное нападение на человека в баре. В 1995 году его освободили по УДО.
В 1998 году менеджер фирмы Manhattan Mini Storage в Сохо обнаружил в отсеке, который Сатер арендовал под вымышленным женским именем, дробовик, два пистолета, а также коробку и спортивную сумку с документами. Эти документы "вывели ФБР на крупную аферу с акциями по принципу "накачка и сброс", а также на операции по рэкету и международную схему отмывания денег. Позднее было доказано, что их организаторами были Сатер и двое из его давних деловых партнеров - Геннадий ("Джин") Клотсман и Сальватори Лаурия", говорится в статье.
Позднее Сатер и соответчики признали себя виновными.
Согласно обвинительному акту большого жюри от 2000 года, к их противоправной деятельности были также причастны четыре криминальных клана итальянской мафии. "По этому, более позднему делу, Сатер, Клотсман и Лаурия, уже признавшие себя виновными по обвинениям от 1998 года, проходили как соучастники, которым обвинения не предъявлялись", - отмечают авторы.
В 2000 году Михаил Сатер (отец Феликса) и Батч Монтевекки признали себя виновными в вымогательстве в отношении "ресторанов, продуктовых магазинов и медицинской клиники" на Брайтон-Бич с декабря 1990-го по январь 1999 года. Отец отделался тремя годами условно взамен на сотрудничество со следствием.
"В материалах судебных дел, никак не связанных с этим, Михаил Сатер назван сообщником Семена Могилевича, одного из самых печально известных российских мафиози, который до 2015 года был в списке самых опасных преступников, разыскиваемых ФБР", - пишут авторы.
Как бы то ни было, прокурор Лоретта Линч (впоследствии генпрокурор США) писала, что за 10 лет Феликс Сатер в качестве информатора предоставил "информацию, имевшую ключевое значение для национальной безопасности и признания виновными более 20 лиц, в том числе виновников крупных финансовых мошенничеств и членов коза ностра".
Авторы поясняют: упоминание о национальной безопасности связано с предполагаемой деятельностью Сатера, Клотсмана и Лаурии за границей.
"В книге "Скорпион и лягушка: серьезные преступления и красивая жизнь" от 2003 года, написанной Лаурией в соавторстве с журналистом Дэвидом Барри, утверждается, что эти три сотоварища сделались разведчиками ЦРУ, которым поручили предлагать деньги американских налогоплательщиков за ракеты "земля-воздух" "Стингер", пропавшие при тайной кампании США по вытеснению советских войск из Афганистана. Были опасения, что эти ракеты попадут к "Аль-Каиде" Усамы бен Ладена", - говорится в статье.
Взамен на свое участие в этой операции Сатер, Клотсман и Лаурия должны были избежать тюремного заключения за свои правонарушения на Уолл-стрит.
"Позднее Лаурия опроверг свою книгу, изданию которой он пытался помешать, и объявил ее художественным вымыслом", - говорится в статье. Но Барри уверяет, что история правдива.
"Русские должны были отправиться в Афганистан для решения этого вопроса, потому что ракеты находились именно там. Это задумывалось, чтобы бен Ладен не догадался, что в итоге "Стингеры" попадут в руки ЦРУ", - говорит Барри.
По утверждениям Барри, сделка сорвалась из-за алчности Клотсмана, который требовал за одну ракету 350 тыс. долларов вместо первоначальной цены 35 тыс.
Поскольку операция в Афганистане не состоялась, Сатеру все еще угрожало длительное тюремное заключение.
Но, как утверждает Лаурия в книге, написанной им совместно с Барри, "спустя несколько дней после 11 сентября мне позвонил [Сатер] и сказал, что информация об Усаме бен Ладене, предоставленная нами, теперь активно изучается и наше положение улучшилось".
В книге утверждается, что партнеры предоставили властям США серийные номера "Стингеров" и "действующий, как мы считали, номер мобильника бен Ладена".
К 2002 году Сатер стал исполнительным директором фирмы Bayrock Group, которая занималась строительством. Позднее туда же пришел работать Лаурия.
Офис Bayrock находился в "Башне Трампа" в Нью-Йорке. "В течение пяти лет Сатер и Bayrock заключали с Trump Organization сделки на лицензионное использование ее названия по всей стране, одну за другой", - говорится в статье.
В 2009 году Сатеру был вынесен приговор за вышеупомянутую аферу с акциями. Его приговорили к штрафу в 25 тыс. долларов, хотя, по мнению издания, в норме он был бы обязан выплатить 40 млн долларов компенсации и отсидеть 20 лет в тюрьме.
К 2010 году Сатер покинул Bayrock, но, по некоторым сведениям, раздавал визитки, на которых именовался "старшим советником Дональда Трампа", а также имел действующий электронный адрес в Trump Organization, телефонный номер, ранее принадлежавший одному из юрисконсультов Трампа, и свой кабинет в "Башне Трампа".
Между тем бывший финансовый директор Bayrock Джоди Крисс подал в суд, требуя свою долю доходов проекта Trump SoHo и утверждая, что Сатер мешает ему получить эти деньги сполна.
"В показаниях под присягой Крисс утверждал, что его деньги застряли в исландской финансовой компании FL Group, которая, по-видимому, привлекала российских инвесторов, которые были "в фаворе" у Владимира Путина. (В этой сделке также участвовал основатель Bayrock Тефлик Ариф)", - говорится в статье.
Издание цитирует показания Крисса: "Феликс Саттер [так в оригинале] сказал мне, что сделка с FL запрещает мне получить остальную сумму, так что я могу либо взять деньги и заткнуться, либо подвергнуться риску, что меня убьют, если я буду надоедать им".
Издание замечает: и все же Сатер, похоже, не входит в число тех иммигрантов, о которых Трамп сказал: "Мы с доселе невиданной быстротой выдворяем из страны настоящих злодеев".