Нобелевский лауреат под огнем критики за свою книгу о роли евреев в советскую эру репрессий
Александр Солженицын, первым открывший миру ужасы сталинского Гулага, взялся за одну из самых смелых даже для его писательской биографии задач - вскрыть роль евреев в большевистском перевороте и чистках советского времени.
В своей последней книге 84-летний писатель нарушает одно их последних табу коммунистического режима, обнародовав то мнение, что евреи в равной степени были и организаторами репрессий и их жертвами. Три главы книги "Двести лет вместе" (название - отсылка к 1772 г., когда часть Польши была присоединена к России, в результате чего здесь значительно возросло еврейское население) посвящены роли евреев в революционном геноциде и чистках.
Однако лидеры еврейской общины и некоторые историки яростно ополчились на книгу, задавая вопрос, по каким мотивам Солженицын за нее взялся, и обвиняя его в разжигании антисемитизма в России.
Заметив, что некоторые еврейские фельетоны революционного времени "сознательно или бессознательно отсылают к русским" как зачинщикам погромов, Солженицын утверждает, что все национальности, проживающие в стране, должны разделить эту вину и что люди избегают говорить правду об участи евреев.
В одном месте, особенно рассердившем русских евреев, он пишет: "Вздумай я делать обобщения и скажи, что положение евреев в лагерях было особенно тяжким, меня бы не упрекнули за националистские настроения. Однако в тех лагерях, где я находился, это было не так. Условия жизни тех евреев, которых я мог наблюдать, были мягче, чем у других".
"Однако найти ответ на вечный вопрос: кто виноват, кто привел нас к гибели? - невозможно, - добавляет писатель. - Объяснять действия киевской ЧК только тем фактом, что две трети чекистов там были евреями, безусловно, некорректно".
Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 г., много лет провел в советских лагерях и подвергся преследованиям, когда написал о том, что там видел. Сейчас он нездоров, однако в прошлом месяце дал интервью, в котором сказал, что Россия должна осознать свою историю, в том числе и репрессии, и что российским евреям следует так же винить свою роль в чистках, как и советскую власть.
"В своей книге я старался проникнуться мыслями, чувствами и психологией евреев, их духовной составляющей, - сказал писатель. - Я не делаю обобщений о народах. Я всегда делаю разницу между людьми. Одни евреи бросились очертя голову в революцию. Другие ей, напротив, противостояли. Еврейская тема долгое время считалась запретной. Еврейский писатель Жаботинский сказал однажды, что лучшее, что наши русские друзья могут для нас сделать, это никогда не говорить о нас вслух".
Однако книга Солженицына вызвала в России жаркие споры, в ходе которых один из еврейских лидеров заявил, что она "лишена каких-либо достоинств".
"Это ошибка, ведь даже гении совершают ошибки, - сказал Евгений Сатановский, президент Российского еврейского конгресса. - Ричард Вагнер не любил евреев, но был при этом великим композитором. Достоевский, великий русский писатель, относился к евреям очень скептически".
"Это книга не о том, как в течение 200 лет жили вместе русские и евреи, а о том, как они жили врозь, сойдясь на одной территории. Эта профессионально слабая книга. По правде сказать, она так плоха, что не подлежит критике. Как произведение литературы, она лишена каких-либо достоинств".
Однако Д.М.Томас, один из биографов Солженицына, сказал, что не думает, будто в подоплеке книги - антисемитизм. "Я бы не стал сомневаться в его искренности. Он говорит, что твердо поддерживает государство Израиль. В его художественных и документальных книгах есть персонажи-евреи, которых он преподносит как умных, порядочных, антисталински настроенных людей".
Профессор Роберт Сервайс из Оксфордского университета, специалист по русской истории ХХ в., сказал, что, судя по тому, что он прочел о книге, "Солженицын абсолютно прав".
Работая над своей книгой о Ленине, профессор Сервайс столкнулся с тем фактом, что Троцкий, еврей по национальности, в 1919 г. просил Политбюро позаботиться о том, чтобы евреев брали в Красную армию. Троцкий мотивировал это тем, что евреи занимают непропорционально большое место в советской гражданской бюрократии, включая ВЧК.
"Мысль Троцкого состояла в том, что распространение антисемитизма отчасти объясняется активным участием евреев в управлении. В этом что-то есть: они не были пассивными наблюдателями революции. Они были и жертвами и гонителями".
"Взяться за такую тему требует в России большого мужества, и писать об этом в России необходимо, потому что иначе это сделают фанатики. Книга Солженицына, в отличие от таких писаний, гораздо более взвешена".
И все-таки есть люди, которые не видят необходимости в солженицынских размышлениях на эту тему, особенно в настоящий момент. Василий Бережков, полковник КГБ в отставке и специалист по истории секретных служб и НКВД, сказал: "Вопрос национальности не имеет значения ни в революционной истории, ни в истории НКВД. Это был общественный переворот, и те, кто служил в НКВД и ЧК, служили идее социальных преобразований".
"Если Солженицын пишет, что в НКВД служило много евреев, это разжигает антисемитизм, глубоко укорененный в российской истории. Я думаю, сейчас этот вопрос лучше не обсуждать".