Уолтер Шмелценг столкнулся с проблемой. Этот сотрудник страховой компании требовал вернуть немецкому владельцу украденный автомобиль. Машина была угнана в Германии и найдена в Москве. Но у Шмелценга ничего не получилось, потому что машина снова была "украдена" - на этот раз ею завладел нечестный россиянин с хорошими связями ? правительственный прокурор.
"Я не могу вернуть машину немецким владельцам, потому что милиция арестует меня, если я попробую сесть за руль, - сказал Шмелценг. ? Когда мы забрали машину, прокурор дал интервью местной газете, а потом пошел в милицию".
На прошлой неделе Шмелценг дал пресс-конференцию и сказал, что представители московского высшего общества очень любят дорогие ворованные автомобили. Он обвинил в происходящем коррумпированных высокопоставленных чиновников (делать такие обвинения очень опасно) и призвал Кремль вмешаться (призыв пока остался без ответа).
По оценкам, на территории России находятся 1,5 млн краденых автомобилей. BMW, "мерседесы", "бентли", джипы "чероки" угоняются в Западной Европе и США и провозятся через прозрачные восточноевропейские границы.
Таможенники получают взятку, автомобили перепродаются. Предприимчивые милиционеры выдают новые документы. Машина регистрируется на имя мертвого человека или бездомного.
Проблема коснулась самых богатых российских бизнесменов. Вице-президент одной из крупнейших российских энергетических компаний владеет пятисотым "мерседесом". Машина зарегистрирована на его имя. Шмелценг заявил, что эта машина была угнана и выиграл судебный процесс.
"Однако другой прокурор в сотрудничестве с телохранителями и влиятельными друзьями мешает нам вывезти этот автомобиль из России, - сказал Шмелценг. ? Милиция утверждает, что ей неизвестно местонахождение машины".
Шмелценг пытался отобрать автомобиль у одного из депутатов Госдумы, "но он вернул его себе на следующий день", и у одной поп-звезды, имя которой не раскрывается в интересах следствия.
Краденые автомобили ставят сотрудников милиции в сложное положение. Олег Мельников, сотрудник управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел, сказал: "Бывший иностранный владелец уже получил страховое возмещение и не хочет, чтобы ему возвращали машину. Мы не хотим наказывать российских покупателей, потому что большинство из них покупает машины, которые официально зарегистрированы на чье-либо имя, пусть даже на имя несуществующего или бездомного человека. Мы можем наказывать сотрудников ГИБДД ? в 1999 и 2000 гг. были уволены десятки человек ? но, в конце концов, кто будет платить за доставку автомобиля прежнему владельцу?"
Немецким страховым компаниям приходится выплачивать огромные возмещения. "Ежегодно из Германии вывозится около 30 тыс. автомобилей, - сказал Шмелценг. ? Средняя стоимость машины ? 15 тыс. евро. Таким образом, ежегодные объемы торговли ? 450 млн евро. Расплачиваться приходится страховым компаниям, и, в конце концов, расходы приходится брать на себя обычным людям. Немецкие автолюбители платят за то, что российские преступники катаются на дорогих машинах".
Компания Шмелценга "Via-Avto" сотрудничает со многими немецкими страховыми компаниями. В 1995 г. Шмелценг начал бороться с автомобильной преступностью в Санкт-Петербурге. Владимир Путин, в то время мелкий чиновник местной администрации, выдал компании Шмелценга необходимое разрешение. Компания пыталась работать на Украине, но была вынуждена прекратить свою деятельность в этой стране после того, как один из сотрудников был убит мафией. Шмелценгу тоже угрожали расправой.
"Россия должна активнее нам помогать, - убежден он, - но никто не хочет этим заниматься, потому что это очень опасно".