Парламентская ассамблея Совета Европы выступила с резкой критикой политики Москвы в "деле ЮКОСа". Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов ответил резким заявлением, в котором упомянул о том, что против руководителей ЮКОСа могут быть выдвинуты новые обвинения.
Вчера член британского парламента Малькольм Брюс сообщил о том, что руководители ЮКОСа, которые в настоящее время находятся в Великобритании, обратились к властям с просьбой предоставить им политическое убежище. "Другие известные россияне получили в Великобритании политическое убежище, и я не вижу проблем, которые могут помешать топ-менеджерам ЮКОСа сделать то же самое", - заявил Малькольм Брюс.
Во вторник Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, которая обвинила российские правоохранительные органы в проведении акций устрашения и серьезных процедурных нарушениях при расследовании "дела ЮКОСа".
"Действия государства в этом случае выходят за рамки уголовного правосудия и направлены на ослабление политического оппонента, а также имеет своей целью запугать богатых россиян и сохранить контроль в экономике над стратегическими активами", - говорится в резолюции ПАСЕ.
ПАСЕ выразила озабоченность тем, что в России растет зависимость судебной системы от исполнительной власти и что инициаторами кампании против ЮКОСа стали не правоохранительные органы, а власти, избравшие бывших руководителей концерна своей жертвой.
Устинов заявил журналистам, что заключения ПАСЕ о нарушениях по делу ЮКОСа лишены законного основания и те, кто недоволен расследованием в отношении ЮКОСа, могут обжаловать ведение дела в российском суде. "Мы действуем по российскому законодательству", - сказал генеральный прокурор.
Он дал понять, что против руководителей ЮКОСа могут быть выдвинуты новые обвинения, но не стал разъяснять, какие именно.
Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский находится в тюрьме с октября 2003 года, и сейчас в отношении Ходорковского проводятся судебные слушания по обвинению в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и руководстве организованной преступной группой - обвинения, которые он отрицает и заявляет, что они выдвинуты по политическим мотивам. Юристы Ходорковского заявили, что дело против него было начато совсем по другим обвинениям - по обвинению в отмывании денег. Платон Лебедев, партнер Ходорковского по бизнесу, находится в тюрьме с июля 2003 года. Бывший глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин находится в тюрьме с июня 2003 года по обвинению в организации в 2002 году двойного убийства. Все они не признают себя виновными.
Резолюция ПАСЕ, разработанная депутатом бундестага Сабиной Лойтхойзер-Шнарренбергер, упоминает ряд нарушений со стороны российских правоохранительных органов. Так, не были своевременно проведены тесты на предмет проверки, были ли Пичугину сделаны инъекции психотропных препаратов или нет, было отказано провести независимое медицинское обследование Лебедева, был затруднен доступ юристов бывших руководителей ЮКОСа к их подзащитным, ограничен доступ публики на судебные заседания и отказано в просьбе Ходорковского освободить его под залог.
Резолюция была принята 37 голосами "за", 18 голосами "против", при одном воздержавшемся. Российские делегаты ПАСЕ пытались провести в резолюцию семь поправок, но все эти поправки большинством голосов были отвергнуты. Заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Наталья Нарочницкая задала вопрос, почему ПАСЕ решило вмешаться именно сейчас, а не тогда, когда Ходорковский приобретал активы ЮКОСа по ценам, ниже реальных во много раз.
Депутат "Единой России" Валерий Гребенников назвал резолюцию односторонней. "Любое обсуждение этого вопроса в ПАСЕ - это попытка оказать давление на суд. В резолюции отражена только точка зрения защиты, что является очень странным подходом", - заявил депутат.
Резолюция также осудила продажу крупнейшего актива ЮКОСа - компании "Юганскнефтегаз". В документе сказано, что эта продажа может противоречить Европейской конвенции прав человека.
"Этот случай - сигнал для иностранных инвесторов, что надо очень осторожно подходить к вопросу инвестирования в Россию, так как в стране нет независимой судебной системы, - написала Лойтхойзер-Шнарренбергер по электронной почте для The Moscow Times. - Судя по всему, Устинов не желает принимать во внимание решение, принятое большинством Парламентской ассамблеи".