У президента США Барака Обамы в ближайшие несколько месяцев появляется редкая возможность сделать мир безопаснее, пишет The Washington Post.
Эта возможность состоит в том, чтобы помочь иранскому народу достигнуть новой формы правления. Если учесть ту роль, которую играла исламская теократия в Тегеране в антидемократическом, антилиберальном и антизападном фанатизме последних трех десятилетий, свержение или даже существенная реформа этого режима были бы сопоставимы по своим идеологическим и геополитическим последствиям разве что с крахом Советского Союза, полагает автор.
Ранее перспективы заключения договоренности с Тегераном в ядерной сфере казались далекими, а перспективы смены режима - еще более отдаленными. Но после 12 июня все изменилось, пишет автор статьи Роберт Каган, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.
Ныне вероятность смены режима выше, чем вероятность того, что нынешний режим согласится отказаться от своей ядерной программы. С ужесточением санкций, с поддержкой со стороны Обамы и других лидеров Запада и с программами предоставления информации и улучшения связей для реформаторов шансы изменений в Иране могут стать выше, чем когда-либо. Как написал недавно Ричард Хаасс, "даже реалист должен признать, что нельзя упускать такую возможность".
Понимает ли это Обама? Пока администрация слишком медленно реагировала на события в Иране. Она вела себя так, будто политический переворот имеет лишь некоторое значение и важнее всего достигнуть соглашения с Тегераном.
Тридцать лет назад свершилась иранская революция, чему способствовала некомпетентность высокопоставленных представителей администрации Картера, говорится в статье. У Обамы есть шанс обратить вспять эту стратегическую и идеологическую катастрофу. Но он не может ждать слишком долго, заключает автор.