Frankfurter Allgemeine Zeitung публикует интервью с главой Международного олимпийского комитета Томасом Бахом. В разговоре с ним корреспондент Эви Симеони затронула большинство из тех тем, которые в последнее время поднимались в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи.
Бах заверил, что российская сторона выполняет свои обещания. Просьбу прокомментировать мнение, что зимние Игры-2014 призваны в первую очередь выставить в выгодном свете лично Владимира Путина, Бах сначала отверг со словами: "Это же все расхожие фразы... Я бы предпочел, чтобы мы говорили не о расхожих фразах, а ориентировались на предметные темы". Однако затем он сказал, что "представить себя - это вполне законное желание принимающей стороны при любом массовом мероприятии".
"Многие хотят использовать Олимпиаду для того, чтобы распространить дискуссию в политическую плоскость", - отметил Бах. В принципе это неплохо, однако важно не "переносить политическое мнение о стране на Игры... Я не говорю, что нас не интересует политика. Я хочу сказать лишь, что Игры должны оставаться политически нейтральными... Но не аполитичными", - подчеркнул он.
"Мы хотим при помощи спорта способствовать направленному на улучшения диалогу... показать, что можно уважительно, без дискриминации друг с другом общаться", - сказал Бах о миссии МОК. Поэтому бойкотировать Олимпиаду, с его точки зрения, неправильно. Задача политиков во время Олимпиады - поддержать спортсменов, а вот делать из нее "сцену для политического противостояния", "транспортировать свои идеи на спинах атлетов" им не следует. Некоторых из тех, кто отказался ехать на Олимпиаду, на нее и не звали, рассказал глава МОК. Назвать конкретные имена он отказался.
"Я не защищаю эти законы", - сказал Бах о действующем в России запрете на "пропаганду гомосексуализма". Затем он привел несколько аргументов в защиту решения МОК отдать Олимпиаду именно России: "Более чем в 70 странах мира гомосексуализм (в отличие от России) запрещен. И с некоторыми из них у западного мира отличные отношения... В Нигерии происходит драконовское ужесточение законов против гомосексуализма, и это проходит практически незамеченным".
По поводу создания специальных зон, в которых во время Олимпиады будет разрешено проводить митинги, Бах сказал: "Такой подход применяется во многих областях, допустим, во время саммитов "большой восьмерки" или "большой двадцатки" во Франции, Канаде и других странах". По его словам, "здесь необходимо искать баланс между требованиями безопасности и свободой демонстраций". А в том, что касается безопасности, МОК "полностью доверяет" принимающей стороне, своих вооруженных сил у него нет, сказал Бах.
Жалобы насчет шума, поломок коммуникаций и загрязнения окружающей среды в связи с олимпийской стройкой спортивный чиновник назвал "более чем естественными" и заверил, что это недовольство "всегда воспринимали всерьез". Он рассказал о согласованных с экологической организацией ООН посадках новых деревьев (на одно поваленное дерево - более трех новых), взятых организаторами высоких обязательствах по сокращению выбросов двуокиси углерода и прочих мерах, направленных на преодоление возникших проблем. Кроме того, недавно была достигнута договоренность о выделении 277 млн рублей на выплату задолженности гастарбайтерам, которых, как выразилась корреспондент, в Сочи "систематически эксплуатируют".
В целом Бах считает неправильным исключать из списка претендентов на проведение Олимпиады страны, в которых имеются недочеты в области прав человека. Пойти по этому пути "было бы непрактично", сказал он и процитировал своего предшественника на посту главы Федерации спорта Германии Вилли Вейера: спорт нельзя использовать в качестве "дубины политики".