Сначала провал на выборах, теперь раскол. Наследники Ленина покидают сцену. С помощью Кремля.
КПРФ, прямая наследница КПСС, готовится покинуть политическую сцену наихудшим образом, сотрясаемая интригами и раздорами. И Кремль, на протяжении нескольких лет предпринимавший попытки ослабить единственную партию, которая все еще обладала сильной и развитой структурой, добился желаемого результата. Потерпев сокрушительное поражение на последних выборах, КПРФ стала жертвой ошеломляющего кризиса. В конце мая шесть членов центрального комитета, включая трех отцов-основателей КПРФ, опубликовали письмо, в котором они обвинили исторического лидера Геннадия Зюганова в том, что он является причиной неудачи на выборах, и предложили ему уйти в отставку. Авторов письма заподозрили в сговоре с Геннадием Семигиным, красным олигархом, который был исключен из членов партии по обвинению в попытке установить над ней контроль.
В начале июля вместо одного центрального комитета, созванного в связи с проведением Х съезда КПРФ, собрались два ЦК. Бунтари приняли решение отстранить Зюганова от руководства партией и избрали на его место Владимира Тихонова, малоизвестного губернатора Ивановской области. Сторонники Зюганова, собравшиеся на параллельный пленум, осудили мятежников и исключили их из партии. Спустя два дня в Москве открылись два съезда КПРФ, оба "десятые" и оба с кворумом. Официальный съезд переизбрал Зюганова, в то время как параллельный его сместил и назначил на его место Тихонова, обладающего лишь харизматическим именем. Его, как и Ленина, зовут Владимир Ильич.
Теперь министерству юстиции, представители которого присутствовали на обоих съездах, предстоит установить, какой из двух является легитимным. В кризисе КПРФ имели место и эпизоды, граничившие с фарсом. Многочисленные делегаты, не зная, какая из двух ассамблей им нужна, убеждались в том, что ошиблись адресом, лишь прибыв на место. Зюганов был вынужден читать свой доклад при свете электрического фонарика. За час до начала заседания, возможно в следствие саботажа, в конгресс-холле гостиницы "Измайловская" внезапно было отключено электричество.
Делегаты, сидевшие за столом президиума, были похожи на призраков без головы: из зала были видны лишь их белые рубашки. Доклад, представленный Зюгановым, был довольно колким, не менее ядовитыми были вступления и других ораторов, называвших раскольников "предателями" и "продавшимися". Намного более умеренными в своих высказываниях были сами раскольники. На их параллельном съезде, проходившем на борту корабля, пришвартованного у берега Москвы-реки в неизвестном месте, было заявлено, что они не хотят раскола. Вместе с тем они обвинили Зюганова в авторитаризме, но признали его исторические заслуги и предложили ему остаться руководителем коммунистической фракции в Думе. Российские СМИ не слишком широко освещали, как кажется, теперь уже окончательный закат партии. Вместе с тем газеты обратили внимание на удовлетворение Кремля, который пытается изобразить безразличие: Кремль подозревают в том, что он является истинным заказчиком раскола.