Кремль наводит новый порядок на российском телевидении. Группа RTL хочет получить свой кусок растущего как на дрожжах рекламного пирога
"Телевизор опять как в советские времена, - посмеивается критически настроенная часть российских телезрителей. - Когда на государственных каналах начинаются вечерние новости, люди идут гулять с собакой". Очень редко, и в этом опытный российский телезритель уверен, два контролируемых государством канала, ОРТ и "Россия", отходят от скучного придворного отчета о напряженном рабочем дне президента или даже критикуют повседневность путинской "управляемой демократии".
До сих пор исключение составляли новости "24", профессиональные и живые, транслируемые частным телеканалом Ren-TV. Это было возможным благодаря составу его совладельцев: 30% акций принадлежали основательнице канала Ирене Лесневской и ее сыну, 70% - государственному монополисту РАО "ЕЭС России". Либеральный глава холдинга Анатолий Чубайс не лез в телевизионную кухню.
Это могло быть одной из причин, почему группа RTL уцепилась за предложение, когда Лесневская выставила на продажу свой пакет акций. Однако более весомым аргументом стало то, что рекламный рынок России находится на подъеме. Он - один из самых динамичных во всем мире, обосновывал свой выбор в пользу Ren-TV Герхард Цайлер, глава RTL Group. В настоящее время даже трудно себе представить, как он еще разрастется.
Российские эксперты исходят из того, что в ближайшие пять лет оборот рекламного рынка возрастет с 3,9 до 18 млрд долларов. 30% этого пирога приходятся на долю телевидения. Доля Ren-TV на этом рынке составляет примерно 4,5%, в прошлом году его поступления от рекламы составили 90 млн долларов. RTL с его ноу-хау в области средств массовой информации надеется на приличный доход.
Частный российский телеканал вещает с 1 января 1997 года, его аудитория, по собственным данным, достигает 95 млн телезрителей. Его основные телезрители - это люди в возрасте от 18 до 45 лет, живущие и работающие в городе, что полностью соответствует целевой молодежной аудитории, которой отдает предпочтение RTL.
Сбудутся ли все эти радужные мечты, сказать пока сложно. Непосредственно после того, как распространилась новость о приобретении RTL Group 30-процентного пакета, РАО "ЕЭС" продало свой 70-процентный пакет холдингу "Северсталь" олигарха Алексея Мордашова, который с 5,1 млрд долларов занимает седьмое место в списке богатейших людей России. Мордашов, у которого до сих пор не замечалось никаких амбиций в плане средств массовой информации, считается человеком, близким к Кремлю. Наблюдатели исходят из того, что его влияние в преддверии парламентских выборов 2007 года и президентских 2008 года заставит телеканал занять "правильную" позицию.
Здесь вряд ли что изменится, даже если RTL увеличит свою долю на 19% и станет обладателем 49-процентного пакета акций. Сначала RTL не хотела об этом и думать. Однако вице-президент Эндрю Бакхерст признался, что компания пересмотрит свою позицию, если "Северсталь" решится на продажу своей доли. Но более 49% немецкой компании не получить, так как иностранцы по российским законам могут являться на телевидении только миноритарными акционерами.
В России, территория которой простирается на 11 часовых поясов, электронные СМИ ведут борьбу за избирателей. Самое могущественное средство влияния - это Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), которой принадлежит второй телеканал "Россия", каналы "Культура" и "Спорт", российская часть Euronews, а также несколько радиостанций. Кроме того, под крышей холдинга собрано 88 региональных государственных телерадиокомпаний. Первый российский телеканал ОРТ на 51% принадлежит государству, которое тем самым его контролирует, остальные его акции находятся в частных руках.
Правда, государственный концерн "Газпром" в настоящее время расстается со своим предприятием "Газпром-Медиа". Однако его медийные активы переходят в собственность подконтрольного концерну "Газпромбанка", так что контроль Кремля над телекомпаниями НТВ, ТНТ и НТВ-плюс, а также над пятью радиостанциями сохраняется.
СТС, частный телеканал, понял, что продолжительность жизни телеканала только возрастает, если он держится подальше от политических дискуссий. Судьба НТВ и ТВ-6, которые были экспроприированы, а затем и просто закрыты, оказалась поучительной. СТС ставит исключительно на развлечения: российские и иностранные сериалы и мыльные оперы, фильмы и ток-шоу.
Особую роль на российском телевизионном пространстве играет ТВ-Центр. Канал принадлежит в основном правительству Москвы, и перед ним стоит задача прославлять московского мэра Юрия Лужкова в 78 российских регионах. Он тоже не выступает против Кремля.