Известный философ Андре Глюксман посвятил статью, опубликованную в газете Die Welt, Наталье Эстемировой - убитой чеченской журналистке и правозащитнице.
Наталью Эстемирову, уверен Глюксман, убрали с дороги, "потому что она боролась против государственной лжи, потому что она слишком часто высказывала свое мнение, потому что ее расследования были слишком точны, потому что она поименно называла провокаторов ежедневных преступлений в Чечне и их покровителей в Кремле". Она говорила о внесудебных арестах, о поджогах домов в качестве "наказания", о традиции захвата заложников, которых возвращают в обмен на выкуп - живыми или мертвыми.
Убийство Эстемировой, признается Глюксман, вызвало у него те же чувства, что и смерть его подруги Анны Политковской. Эти женщины были знакомы со времен первой войны в Чечне, и обе они "бесстрашно кидались на поиск правды".
"Мирная и все еще процветающая Европа" свыклась с происходящим в Чечне и на Северном Кавказе. Очередное убийство вызывает возмущение, но оно быстро сходит на нет, отмечает автор статьи. Конечно, из-за этого Запад не пойдет войной на Россию, так что все возвращается на круги своя. Правозащитник Сергей Ковалев удивляется, зачем нужны дипломаты и администрации глав государств, если единственной альтернативой войне является политика обходительности. Зачем министры иностранных дел, если они не способны оказывать экономическое, культурное, дипломатическое давление?
После убийства Эстемировой российский президент Медведев пообещал найти убийц. Однако Глюксман уверен, что это обещание - "фарс". О расследовании преступления и наказании виновных говорил и чеченский президент Кадыров, но пока что он "наказал" только руководителя правозащитной организации "Мемориал" Олега Орлова.
До сих пор не найдены убийцы Анны Политковской, Маркелова и Барбуровой. Человек, которого Великобритания обвиняет в убийстве Литвиненко, продолжает заседать в Думе и призывать к травле "антипатриотов", в число которых входят те, кто "осмеливается изучать преступления Сталина до Второй мировой войны, во время нее и после", возмущается Глюксман.
"Непоколебимые пылкие женщины, вы решительнее и сильнее той жестокой силы, которая противостоит вам. Вы отстаиваете гордость кавказских народов, честь русской культуры, которая всегда умела оказывать сопротивление, и если у нашего гуманизма есть лицо, то оно ваше, - заключает Глюксман. - Спасибо, Анна и Наташа".