Без особого риска подвергнуться наказанию торговцы женщинами из Восточной Европы зарабатывают миллиарды
Молодая девушка теплым летним вечером возвращалась с дискотеки. Хорошо одетые мужчины на дорогой иномарке, которые предложили подвезти ее, были весьма вежливы. Однако как только девушка села в машину, вежливость с них словно ветром сдуло. Мужчины вместе со своей жертвой проделали 470-километровый путь в Москву, где и передали ее мафии за 200 долларов. С этого момента ей приходилось обслуживать до двадцати мужчин за ночь. Однако спустя неделю девушке по дороге в супермаркет удалось уйти от своего надсмотрщика, и ближайшим поездом она вернулась в Курск. Там она пошла в милицию, которая нашла и задержала похитителей.
Случай, который произошел в начале августа 2002 года в Курске и о котором написала газета "Новые известия", необычен, потому что девушке удалось бежать, потому что она обратилась в милицию, потому что там она нашла понимание, потому что преступники были схвачены и предстали перед судом по обвинению в похищении человека.
Каждое из этих обстоятельств в так называемой работорговле является скорее исключением, чем правилом: торговля людьми с целью их последующей сексуальной эксплуатации дает не меньшую прибыль, чем торговля наркотиками и оружием, при этом она гораздо менее рискованна. Каждый год молодых россиянок, число которых измеряется, наверное, сотнями тысяч, принуждают заниматься проституцией в собственной стране или за рубежом. Торговцы людьми и сутенеры редко предстают перед судом ? по причине не до конца проработанных законов или их отсутствия, из-за продажности милиции и судов и от страха, который испытывают женщины, ставшие жертвами обстоятельств.
Русских девушек покупают не только в собственной стране. Они также являются ? как это ни горько ? экспортным хитом более чем в сорока странах. Среди них ? Германия, Швейцария, Австрия, США, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Япония, Китай, Индия и Пакистан. Только в России мафия ежегодно зарабатывает на секс-услугах семь миллиардов долларов, считают в коалиции "Ангел", головном московском объединении сорока с лишним организаций помощи женщинам. Тысячи женщин становятся жертвами современных работорговцев также на Украине, в Молдавии, Белоруссии и Литве.
Организация International Organization for Migration (IOM), являющаяся подразделением ООН, в конце 2000 года отмечала, что за предшествующее десятилетие из Восточной Европы в Западную было, по самым скромным оценкам, нелегально переправлено 300 тысяч женщин. С тех пор торговля женщинами расцвела еще больше. "Эта нарастающая тенденция в России и в бывших союзных республиках опасна, а отказ правительств с нею бороться тревожен", - написано в отчете IOM, опубликованном в июне 2002 года.
Но не все женщины попадают в секс-рабство по неведению. По разным оценкам, от трети до половины молодых женщин знают, что им предлагается заняться проституцией, когда они откликаются на одно из бесчисленных объявлений, которые расхваливают такие доходные должности в Москве или за границей, как официантка, барменша, модель, танцовщица, повариха или секретарша. Мотивом в большинстве случаев является бедность: ведь если в Москве и Петербурге наблюдается экономический взлет, то в других местах продолжается спад. В некоторых регионах, например в Тверской области или Татарстане, до 90% женщин не имеют работы.
Однако даже те представительницы прекрасного пола, которые готовы стать проститутками, не имеют понятия о том, что они превратятся в рабынь, лишенных всяческих прав, а обещанные высокие доходы пойдут в карман к сутенерам. Технология отработана до мелочей: когда женщины прибывают на место, у них забирают паспорт "на регистрацию", после чего они его больше не видят. Затем на них вешают мнимые долги в размере нескольких десятков тысяч долларов, которые они вынуждены отрабатывать в стрип-клубах или борделях. Тех, кто сопротивляется, насилуют и избивают. Даже если полиция и освобождает этих женщин, редко кто из них из страха перед своими мучителями решается на дачу свидетельских показаний.
До сих пор в России торговцы людьми не подлежат наказанию ввиду отсутствия соответствующего закона. Правда, поправки к Уголовному кодексу уже предложены. Проект закона о борьбе с работорговлей находится сейчас в кремлевской администрации. Олег Кузбит из московского Центра по реабилитации жертв работорговли полагает, что закон будет принят "в сентябре, сразу после парламентских каникул. Он имеет широкую поддержку во всех фракциях".
Однако закон ? это одно, а российская реальность ? совсем другое. Молодая женщина из Курска после своего бегства не обратилась в московскую милицию, так как ее сутенеры действовали под защитой местных правоохранительных органов. Когда прошлой весной следователи проводили выемку документов в офисе московской фирмы "Бурон" на Украинском бульваре, они обнаружили документы, свидетельствующие о поразительных контактах. В фирме, занимавшейся торговлей женщинами, кроме 150 поддельных паспортов, имелось 80 печатей и штампов всех основных московских инстанций и министерств, а также многих посольств.