Есть одна деликатная тема, о которой все и всегда молчат, потому что говорить об этом вслух считается дурным тоном. Эта тема - деньги. Если проронить об этом хотя бы слово, например, на одном из замечательных летних праздников, которые сейчас проходят повсюду в Берлине, сразу наталкиваешься на неприязненные взгляды. Давайте лучше поговорим о погоде, детях или домашних животных. Как-то неловко признаваться, что тебе все же интересно, сколько получают другие.
В России журналисты зарабатывают не очень много. Часто говорится, что пишущие и снимающие коллеги - люди творческие, и, как следствие, не от мира сего. Читатели и зрители думают, что для журналистов нет большего удовольствия, чем информировать других о происходящем в мире. И они как-то забывают, что журналистам иногда тоже хочется кушать. Это замечательно - формировать общественное мнение и распространять информацию, только сыт этим не будешь.
Отсутствие тарифных соглашений
В общем, зарплаты у журналистов далеко не самые высокие в России. Конечно, как в каждой профессии, здесь тоже имеются исключения. Например, Светлана Сорокина, ведущая политической программы "Основной инстинкт" - нечто вроде русской Кристиансен - зарабатывает за передачу почти 50 тыс. долларов. Сумма невероятная не только по российским меркам.
Однако гораздо интереснее взглянуть на среднюю зарплату рядовых российских журналистов, во всяком случае их немецким коллегам, которые испытывают к этой теме заметный интерес. Зарплата московских журналистов составляет 500-600 евро в месяц, в других городах России - еще меньше. Труд телевизионных журналистов и их коллег из глянцевых журналов оплачивается лучше, чем сотрудников ежедневных газет.
В принципе, на российском рынке труда царит так называемый "дикий капитализм". Условия труда, зарплата, отношение между работником и работодателем не регулируются. Рассказы немецких журналистов о профсоюзах и тарифных соглашениях звучат для русского уха как сказка. Нечто подобное в России сейчас просто непредставимо. Сколько денег получает за свои статьи журналист, зависит не только от экономического положения издания, но также от времени года или настроения главного редактора.
Поэтому профессия журналиста в России не обещает никакой финансовой надежности. За счет голых гонораров практически невозможно снимать квартиру. Уровень арендной платы в российской столице настолько высок, что в сравнении с ней Берлин кажется райским местечком. Для жителя Москвы настоящее счастье найти скромную однокомнатную квартиру за 400 евро. Простые расчеты показывают, что при зарплате в 600 евро на оставшиеся деньги особо не разгуляешься. Поэтому российские журналисты - это крайне разносторонние люди, которые подрабатывают переводчиками, составителями рекламных текстов, фотографами и менеджерами по связям с общественностью.
Но, возможно, журналисты в России - это действительно альтруисты, которые счастливы одной лишь возможностью информировать других. Давайте не будем говорить о деньгах.
Регина Красавина - редактор московской ежедневной газеты "Вперед"