Доклад путинского уполномоченного вызвал в Москве тревогу
По традиции на прошлой неделе Парламентская ассамблея Совета Европы раскритиковала в своей резолюции Россию: прежде всего, от Москвы требуется перемена курса, так как централизация по методу президента Владимира Путина привела по большей части к нестабильности. Однако нельзя было не заметить, что тема чеченской политики была затронута лишь вскользь.
Зато заявление, насколько катастрофично складывается ситуация в Чечне и на Северном Кавказе в целом, недавно неожиданно поступило из другой инстанции. Уполномоченный Путина по Северному Кавказу Дмитрий Козак упрекнул российского президента в том, что его методы назначения политического руководства на Северном Кавказе могут стать причиной большего хаоса, чем тот, который они призваны предотвратить. Посаженные Москвой политики окружают себя членами своего клана, с которыми они делят трофеи, утверждает Козак. Ставя на какой-либо один клан, Москва разрушает баланс сдержек и противовесов во власти.
Кремлевская фракция
По сути, в обращении, которому какая-то из кремлевских фракций позволила просочиться в прессу, Козак предупреждает о том, что Россия теряет этот регион. И действительно, опасения, что конфликт распространится за пределы Чечни, существуют уже давно.
Кремль еще до реформы закона о выборах фактически - как в Чечне - рассадил в регионе своих фаворитов, поставив на местных авторитетов, которые становятся все более независимыми. Так, президент Чечни Алу Алханов находится у власти лишь милостью сомнительного авторитета, 28-летнего Рамзана Кадырова, сына убитого президента республики. Постоянно возвышаемый Москвой, он командует внушающей страх армией, состоящей из нескольких тысяч вооруженных головорезов, которыми якобы управляет ФСБ.
На российскую сторону переметнулся и полевой командир Сулим Ямадаев. Таким образом, задуманная Москвой "чеченизация" конфликта привела не только к расширению исламистского подполья, но и к возникновению конкуренции в пророссийском лагере. Кадыров и Ямадаев "соревнуются" в деле убийства Шамиля Басаева, объявленного Россией в розыск в качестве главного террориста.
Нападения
Альтернативные информационные источники противоречат заверениям Москвы о нормализации положения в Чечне. Даже более всего охраняемые правительственные здания не гарантированы от нападений мятежников, российские вооруженные силы не скоординированы. В 2004 году было зарегистрировано 214 террористических актов, в 2005 году, с января по апрель, - 21 диверсий и 40 вооруженных нападений.
Как утверждают источники, мятежники в борьбе с силами безопасности все чаще объединяются с уголовным миром. Несмотря на то что некоторые руководители мятежников убиты, в социально-экономическом плане ничего не изменилось: 67% населения не имеет работы, пресловутые "зачистки" среди гражданского населения, проводимые уже не столько российскими солдатами, сколько Кадыровым и Ямадаевым, продолжаются. Так, например, в станице Бороздиновская 4 июня люди Ямадаева сожгли четыре дома и убили одного человека, 11 человек сгорело. Жители станицы - этнические дагестанцы - бежали в сопредельный Дагестан. "Эта провокация еще дорого встанет", - считает эксперт по Кавказу Алексей Малашенко из московского Центра Карнеги.
Теракты
В настоящее время существует опасность конфликтов между Дагестаном и Чечней. А в самом Дагестане проходит все больше митингов с требованием отставки президента. Постепенно оправдывается прогноз, что Дагестан будет еще более нестабильным, чем Чечня. С начала года в Дагестане в отношении государственных сил безопасности было проведено более 50 терактов, от рук мятежников погибло около 30 милиционеров. Дагестан - это наиболее исламизированная республика, но причиной беспорядков не в последнюю очередь является высокий уровень безработицы и организованной преступности.
Доклад Козака - это "сигнал тревоги для всех", говорит Малашенко. Ситуация взрывоопасна. Как утверждает политолог Дмитрий Орешкин, Путину там не на кого опереться, так как болото коррупции на Кавказе выгодно не только местным правителям, но и возвысившимся до федерального уровня сотрудникам спецслужб.