Американским и немецким бизнесменам говорят, что Россия будет лучше защищать их права и соблюдать законы.
Президент России Владимир Путин в прошедшие выходные пытался убедить руководителей компаний из США и Германии, что Россия предпринимает шаги для улучшения инвестиционного климата, серьезно пострадавшего из-за так называемого дела ЮКОСа.
Руководители компаний хотели добиться ясности в период растущего беспокойства по поводу направления политики Кремля. Громогласно заявляя о поддержке иностранных инвестиций, Кремль одновременно частично национализировал ОАО ЮКОС, некогда самую прибыльную в России нефтяную компанию, самую популярную среди западных инвесторов, и запретил иностранцам претендовать на некоторые из наиболее привлекательных нефтяных месторождений страны.
Встреча, состоявшаяся в эти выходные в Санкт-Петербурге, родном городе Путина, происходила на фоне растущего числа свидетельств, что российская экономика теряет обороты, несмотря на запредельно высокие цены на нефть и кампанию Кремля, направленную на укрепление деловой уверенности и борьбу с "налоговым терроризмом".
Российская экономика в первые пять месяцев этого года выросла на 5,4%, что представляет собой спад по сравнению с 7,1%, достигнутыми в 2004 году, при снижении добычи нефти и замедлении темпов внутренних инвестиций. Экономисты возлагают вину за экономический спад на "дело ЮКОСа" и расширение роли государства в энергетическом секторе.
Тем временем прямые иностранные инвестиции - ключевой источник роста в других посткоммунистических странах - находятся на стабильно низком уровне. Хотя в прошлом году денежные вливания выросли на 38%, Россия все еще получает всего 65 долларов в прямых иностранных инвестициях на душу населения в год. Для сравнения: Венгрия получает 220 долларов. Потенциальные инвесторы говорят, что их отпугивает коррумпированная бюрократия в России, слабость закона и расплывчатость понятия права собственности - все эти недостатки ярков высветило дело ЮКОСа.
На субботней встрече в одном месте собрались главы крупнейших американских компаний, таких как нью-йоркский финансовый концерн Citigroup, питтсбургский производитель алюминия Alcoa и технологический концерн из Армонка, штат Нью-Йорк, International Business Machines.
Председатель правления Citigroup Сэнфорд Уэйлл сказал, что инвесторы нуждаются в помощи, чтобы понять правила игры. "Главное для инвесторов - понимать правила игры, знать, чего ожидать от судебной системы, от налоговых органов России. Тогда у них появится необходимая уверенность и объемы прямых инвестиций в российскую экономику начнут увеличиваться", - сказал он.
Путин пообещал бизнесменам, что Россия укрепит судебную и банковскую систему, права собственности будут надежнее защищаться, а области экономики, открытые для иностранных инвестиций, будут определены более четко. "Будем формулировать четкие правила по выходу иностранных партнеров в те сектора, где по соображениям национальной безопасности существуют известные ограничения", - пообещал Путин.
Тревога в этой сфере усилилась с тех пор, как в этом году российские власти из соображений безопасности заблокировали попытку приобретения немецким концерном Siemens доли в российской компании ОАО "Силовые машины". В группу немецких бизнесменов, встречавшихся с Путиным, входили и руководители Siemens. Среди участников встречи был, в частности, Клаус Мангольд, председатель восточного сектора немецкой экономики, который сказал, что проект Siemens "вполне жизнеспособен", согласно Dow Jones Newswires. Местные журналисты сообщают, что Siemens может получить разрешение на покупку миноритарных долей.
Между тем в пятницу Кремль заявил, что к концу года снимает все ограничения на иностранное владение акциями газовой монополии "Газпром". Однако в прошлом году уже звучало такое обещание, и российский акционерный рынок очень слабо отреагировал на это сообщение.
В настоящее время иностранное владение акциями "Газпрома" ограничивается 20%. Кроме того, иностранные инвесторы имеют право покупать акции "Газпрома" только через американские депозитарные расписки, которые продаются в Лондоне по стоимости выше номинала обычных акций, имеющих хождение на внутреннем рынке.
Российские власти заявляют, что упразднение этой двухуровневой системы может иметь место только после того, как государство получит контроль над компанией. Это было достигнуто в пятницу, когда "Газпром" объявил о продаже государству 10,7% акций за 7,12 млрд долларов, что увеличило долю государства с 39 до 50% с лишним.
Независимые аналитики приветствовали этот шаг, однако выразили сомнения в том, что необходимые юридические изменения будут осуществлены в срок, требуемый для того, чтобы неограниченная покупка акций "Газпрома" иностранцами стала возможна к концу года. "Сроки по-прежнему вызывают сомнения, - говорит глава исследовательского отдела инвестиционного банка "Ренессанс капитал" Роланд Нэш. - Мы увидели только небольшой шаг на долгом, извилистом пути