Предложение Вернетти: "Если выбирать между правительством "Хамаса" и демократической страной, то мы будем говорить с последней. Это было бы лучшим ответом и на иранскую ядерную угрозу"
"Если выбирать между Палестинской национальной администрацией, находящейся в руках "Хамаса", и Израилем, то, без всяких сомнений, нашим собеседником является Израиль", - говорит Джанни Вернетти, заместитель министра иностранных дел, член партии "Маргерита". Он утверждает это без всяких "если" и "но", выдвигая менее яркое предложение по сравнению с предложением о принятии еврейского государства в Европейский союз, которое время от времени озвучивается в ходе дебатов по международной политике.
Вернетти хотел бы, чтобы Израиль вступил в НАТО? Это его личная позиция? Может быть. Стоит отметить, что в связи с недавней женитьбой израильского друга Тала Зильберштейна этот заместитель министра стал первым членом нового итальянского правительства, который имел прямые встречи с израильским премьером Эхудом Ольмертом, его заместителем Шимоном Пересом и двумя министрами. "Хамас" взял на себя ответственность за гибель двух израильских солдат и похищение третьего солдата, называя это "естественным ответом" на "убийство женщин и детей", а также палестинских лидеров израильскими военными.
- Какие шаги, по вашему мнению, должна предпринимать Италии в отношении правительства на территориях?
- Занимать такую же твердую и последовательную позицию, как и все международное сообщество. Напоминать "Хамасу", что он никак не сможет стать надежным собеседником до тех пор, пока не признает право Израиля на существование, не признает подписанных в прошлом договоров и не откажется от терроризма и насилия.
- В феврале вы побывали в Иерусалиме, Тель-Авиве и Рамаллахе вместе с председателем партии "Маргерита". Франческо Рутелли заявил: в числе немногого хорошего, что совершило правительство Берлускони и что должен сохранить Союз (нынешний правящий альянс), - улучшение отношений с Израилем. Вы следуете этим курсом?
- Я бы сказал, да. Израиль продолжает оставаться единственной демократической страной на Ближнем Востоке. Этой стране пришлось принимать смелые односторонние решения в отсутствие собеседников. Я имею в виду уход из сектора Газа, осуществленный Ариэлем Шароном. Израиль наилучшим образом интерпретирует сионистскую историю и традицию, которая является прогрессивной традицией, я бы осмелился сказать: традицией левого толка. И потом, это такая же страна, как Италия: сменяющие друг друга правительства, спорящие между собой партии. Довольно просто ощущать его как близкую страну. У меня есть на этот счет своя точка зрения.
- Какая точка зрения?
- Мы должны более активно вовлекать Израиль и палестинцев в многосторонние инициативы. И каким может быть наилучший способ, чтобы ответить на иранскую ядерную угрозу, как не прием Израиля в НАТО? Мы получим инструмент сдерживания, который срабатывал в прошлом.
- В еврейских общинах есть люди, выступающие с критикой "равноудаленности" между арабами и израильтянами, за которую ратует министр иностранных дел Массимо Д'Алема, как и его предшественники, христианские демократы. Что вы об этом думаете?
- Если вы говорите о подходе Андреотти, то он уже не актуален. Он имел право на существование лишь в условиях холодной войны и Берлинской стены, но не после 11 сентября, сделавшего мир взаимозависимым.
- Почему этот подход не сработает?
- Суть идеи Андреотти заключалась в том, что можно было говорить с нелиберальными режимами в обмен на статус-кво. Сегодня такой обмен невозможен. Нашей проблемой является то, что Палестинская национальная администрация находится в руках террористической организации.