Некоторых убивали непосредственно в грузовиках, которые политическая полиция большевиков, НКВД, использовала для транспортировки заключенных к месту казни. Других убивали выстрелом в затылок. Тела казненных сбрасывали в гигантскую общую могилу в одном из мест сталинских ужасов. В Левашовском лесу, среди сосен и берез, можно увидеть множество надгробий и табличек, напоминающих о тысячах невинных жертв, павших в ходе массовых чисток, организованных режимом. Среди погибших немало итальянцев, бежавших в рай трудящихся и попавших в гигантскую репрессивную машину. Именно в Левашово, где, как и в московских Бутово и Коммунарке, большевики скрывали следы своих злодеяний, в пятницу состоится церемония, в которой примет участие и секретарь партии "Левые демократы" (ЛД) Пьеро Фассино.
"Это моральный и политический долг - почтить память жертв, которые слишком долго были обесчещены. Именно по этой причине я чувствую необходимость принять приглашение. Думаю, что будет правильно, если секретарь ЛД будет присутствовать на этой церемонии. Левые демократы отличаются от членов итальянской компартии, но также хранят историю", - сказал Фассино на презентации книги Габриеле Ниссима о дочери одного из убитых итальянцев, нашедших убежище в России. "Моральная ответственность Тольятти и других коммунистических руководителей за трагедии итальянцев в Советском Союзе признана всеми", - добавил Фассино. В репрессивной машине погибли представители интеллигенции, выдающиеся представители культуры, "а также много простых людей, которые и не думали заниматься политической деятельностью", рассказал Анатолий Разумов, директор центра "Возвращенные имена", который занимается установлением имен жертв масштабных чисток.
Много, но сколько? По официальным данным, полученным в ходе многолетних исследований, их немного - "всего" несколько сотен тысяч. Но по оценкам ученых, их миллионы, возможно, десятки миллионов. Покойный ныне Александр Яковлев, который был правой рукой Горбачева и потом занимался реабилитацией жертв сталинских репрессий, как-то говорил корреспонденту Corriere о "20 млн погибших". В Санкт-Петербурге Разумов и другие ученые свели воедино бесконечные списки имен. "Но окончательный итог подвести невозможно, потому что сам Наркомат внутренних дел не вел полного учета", - сказал Яковлев.
Левашово всколыхнулось летом 1937 года, когда и в Ленинградской области начал выполняться масштабный план арестов и казней по приказу Сталина; исполнением этого приказа занимался глава политической полиции Ежов (потом и он был расстрелян). Даже убийства планировались с маниакальной точностью. "За четыре месяца требовалось расстрелять четыре тысячи человек и отправить в лагеря 10 тысяч человек", - рассказал Разумов. В Левашово каждую ночь убивали 800 человек.
Огромные ямы наполнялись телами, "их прикрывали рядом деревянных досок, присыпали землей, сверху укладывали другие тела", говорит ученый. НКВД разработал систему по ликвидации части жертв еще по дороге к месту казни. Выхлопная труба грузовика выходила в закрытый кузов. Так угарный газ работал на палачей. Хитроумная система, которую затем усовершенствовали немцы в газовых камерах, вместо которых они на начальном этапе использовали советские грузовики, производившие больше угарного газа.
"В Ленинградской области было мало итальянцев, и поэтому (итальянских) жертв, захороненных в Левашово, немного, - поясняет Разумов, - пока мы обнаружили данные о 15 итальянцах". Другие закончили свой жизненный путь в Бутово, как, например, некоторые обитатели московской гостиницы "Люкс", в которой проживали семьи коминтерновцев. "Мы, подростки, услышали ночью шум, а на утро оказалось, что семья наших друзей исчезла. Нам объясняли, что речь идет о врагах народа. И мы этому верили. Мы удивлялись лишь тому, что они казались нам хорошими людьми", - рассказала Corriere Мирелла Пасторе, дочь руководителя ИКП Оттавио, вернувшегося в Италию после войны. Можно ли будет вернуть имена всем жертвам Левашово? И переправить в Италию останки итальянцев, ставших жертвами сталинских чисток? "Невозможно идентифицировать личность каждой жертвы. Общие могилы - это хаос. Мы работаем над именами, над документами", - говорит Разумов.
Роберто Барбетти, режиссер и поэт; Джино Де Марки; Антонио Ланзар или Ланзер, электрик из Пола; обвиненный в шпионаже в пользу немцев Виктор Маркизетти, женившийся на Доре Лихтенберг, двоюродной кузине царя. В честь всех погибших теперь установлен гранитный куб с надписью на итальянском и русском языках. Разумов говорит: "Мы работаем, постоянно вспоминая слова нашей поэтессы Анны Ахматовой: "Хотелось бы всех поименно назвать".