В начале этого месяца мы в компании более чем 2 тысяч делегатов из 50 стран мира принимали участие в знаменательной встрече - Санкт-Петербургском экономическом форуме, который стал демонстрацией растущей российской экономики. Дух оптимизма и сотрудничества царил среди участников, в числе которых были главы российских и зарубежных предприятий, представители правительств и члены международных торговых организаций.
Взаимопонимание, которое характеризовало коммерческие отношения между Россией и Западом, поражало по контрасту с дисгармонией в сфере современной политики. Подобные резкие противоположности обычно долго не могут сосуществовать, и в итоге в одном из направлений происходит коррекция.
Мы как представители делового сообщества, разумеется, осознаем серьезность проблем, лежащих в основе разногласий между Россией и другими членами международного сообщества. Мы предполагаем, что противоречие между восприятиями инвесторов и политиков является результатом трех фундаментальных расхождений. Для компаний и инвесторов полезно знать эти расхождения, чтобы можно было расчистить путь к взаимопониманию и достичь соглашения. У нас общие интересы в том, что касается улучшения управления и усиления институтов, чтобы создать равноправные условия для ведения бизнеса. Неудача в уравновешивании этого диалога может создать угрозу для продолжения движения капитала, товаров и сырья и в конечном итоге помешать всемирному росту.
Первое расхождение коренится в различии взглядов на Россию в 1990-х и в 2000-х. США воспринимают 1990-е как период великих перемен и резкого скачка вперед; однако для россиян недавняя стабильность и экономический успех являются контрастом по сравнению с хаосом 1990-х.
Второе расхождение связано с недостатком потребительской осведомленности относительно роста и размеров российской экономики, потому что это рынок, где доминирует обмен между компаниями товарами, которые практически невидимы, такими как энергия и металлы. Хотя по ВВП экономика России занимает девятое место в мире, опережая Италию, Россия и США до сих пор не являются крупными торговыми партнерами.
Третье расхождение связано с тем фактом, что Россия, являя собой уникальный случай среди развивающихся рынков, как правило, рассматривается как политическое, а не экономическое лицо. Восприятие России западными представителями бизнеса, однако, сосредоточено на огромных возможностях, олицетворяемых этой страной, даже в то время, когда западные политики отмечают, что Россия отходит от западных ценностей.
Таким образом мы рекомендуем начать новый диалог, в котором внимание должно быть заострено на взаимодействии за счет экономических и коммерческих возможностей.
Возникновение такой дискуссии между США и Россией соответствовало бы растущему экономическому весу России и ее продолжающейся интеграции в глобальную финансовую систему.
Как важнейший в мире поставщик энергоресурсов Россия с населением свыше 140 млн человек представляет собой важный рынок для товаров и услуг из США. Более 800 американских компаний занимаются бизнесом в России - и тот диалог, который мы отстаиваем, поможет создать среду, благоприятную для экономической активности обеих сторон.
Существуют недавние прецеденты для такого подхода: рассмотрим, например, признание со стороны США Индии "стратегическим партнером" в области коммерции и торговли, состоявшееся после поездки Буша в Бразилию. Хэнк Паулсон, министр финансов США, вел конструктивный диалог с Китаем за счет стратегического экономического диалога в подобном предлагаемому нам ключе.
Мы призываем президента Буша и Владимира Путина, президента России, признать стратегическую значимость деловых и коммерческих связей, когда они в субботу встретятся в Кеннебанкпорте. Тем временем, мы будем работать над формированием регулярного формального диалога среди частных представителей индустрий, обладающих успешным опытом коммерческой деятельности между странами. Первая такая сессия, как мы ожидаем, состоится в Нью-Йорке 9 июля. Мы получили поддержку этим идеям от глав компаний Alcoa, Chevron, Citi, Conoco Phillips, CV Starr, Dow Chemical Company, Ernst and Young, International Paper and Procter & Gamble; в России от банка ВТБ, "Базового элемента", "Интерроса", "Лукойла", РАО "ЕЭС России", "Роснефти", "Реновы", "Северстали" и "Системы".
Мы надеемся, что наш диалог поможет более широким политическим усилиям по улучшению отношений и, в конечном итоге, будет способствовать безопасности и благосостоянию наших граждан.
Майкл Клайн - председатель правления и член руководства Citi Markets & Banking, Андрей Костин - президент и генеральный директор ВТБ