Если ситуация в Ливане станет еще более накаленной, могут быть изменены правила пребывания миссии UNIFIL, чтобы гарантировать "голубым каскам", действующим на юге Ливана, большую безопасность. Эти слова принадлежат генералу Клаудио Грациано, который с февраля этого года возглавляет 13-тысячный контингент миротворческих сил ООН, дислоцированный на юге Ливана.
- Генерал, вы ожидали такого теракта, как тот, что произошел в прошлое воскресенье? (Взрыв, в результате которого погибли пятеро военнослужащих UNIFIL и еще трое получили ранения, был совершен террористом-смертником. - Прим. ред.)
- Я не ожидал действий подобного масштаба. С момента принятия резолюции 1701 было очевидным, что никто не выступал против миссии, но потом "Аль-Каида" выступила с угрозами, и мы максимально серьезно воспринимали каждый сигнал. Некоторые риски мы просчитали, к другим еще планируем соответствующим образом подготовиться: мы уже были бдительными, но после теракта станем еще бдительнее.
- Это убийство приведет к изменению порядка функционирования международного контингента?
- Мандат UNIFIL - основательный и надежный. Наша миссия - сильная, но совершенно очевидно, что при изменении ситуации со стабильностью в регионе Совет Безопасности ООН примет адекватные решения. В ближайшие недели СБ ООН соберется, чтобы обсудить вопрос об обновлении мандата: мы представим в этой структуре свои требования и наши оценки, о которых, безусловно, я не могу сейчас говорить.
- Но вы усилите меры безопасности?
- Мы всегда предпринимали все необходимые меры предосторожности, чтобы гарантировать самый высокий уровень безопасности для наших людей. После этого теракта были сделаны определенные шаги: как я уже говорил, некоторые риски этой операции можно было спрогнозировать с самого начала, к другим мы должны подготовиться, опираясь на поддержку политиков и дипломатов. Если появится необходимость, мы адаптируем резолюцию к новым условиям, но пока об этом рано говорить.
- В эти месяцы военнослужащим UNIFIL удалось наладить доверительные отношения с населением, с которым миротворцы находятся в контакте. Но это, однако, не помешало тому, что военнослужащие из UNIFIL оказались вовлеченными в углубляющийся ливанский хаос. Как вы полагаете, были ли достаточными политические и дипломатические шаги в вашу поддержку? Можно ли было сделать еще больше в этом направлении для того, чтобы уберечь вас от насилия?
- Миссии, подобные этой, служат для того, чтобы открывать окно политической и дипломатической деятельности. И очень важно, чтобы такая деятельность осуществлялась: в эти месяцы на ливанские стороны, вовлеченные в конфликт, оказывалось давление с тем, чтобы они следовали резолюции 1701. Чем сильнее будет давление в направлении стабилизации ситуации, тем больше нам это будет помогать. Мы можем держать это окно открытым некоторое время, но не всегда: одной UNIFIL недостаточно.
- Какие у вас версии по поводу заказчиков теракта?
- Я могу лишь отметить, что все ливанские политические партии осудили теракт, в том числе "Хизбалла". Никто не взял на себя ответственность за теракт, и это странно, потому что по логике террористов теракт требует подписи: я не знаю, связано ли отсутствие заявлений с тем, что вся страна осудила теракт. Подождем результатов расследования этого инцидента.
- Почему был нанесен удар по военнослужащим UNIFIL?
- Это стабилизирующая сила, которая создала одну из немногих зон на Ближнем Востоке, где обстановка улучшается, нормализуется. За эти месяцы имели место разве что небольшие инциденты, естественные для таких районов, как этот, в противном случае не было бы необходимости в миротворческих миссиях. Мы ощущаем поддержку со стороны всех ливанских сил, но, очевидно, кто-то не хочет мира и пытается прервать процесс улучшения ситуации и еще больше дестабилизировать страну и весь регион.