Тоби Хелм, корреспондент в Брюсселе в 1990-х, писал о Евросоюзе в его зените. Теперь, будучи политическим редактором The Observer, он возвращается в город неопределенности, связанной с греческим долговым кризисом, будущим евро и всем политическим проектом в целом, пишет The Guardian.
"Норберт Швайгер - истинный ветеран саммитов ЕС. Теперь, когда ему за 70, этот обаятельный немец вспоминает со смаком триумфы и поражения своей 34-летней службы в Брюсселе, будто они произошли сегодня", - пишет Хелм. Швайгер болтает о Коле, Миттеране, Шираке и Тэтчер. Все легендарные моменты создания Евросоюза свежи в его памяти.
Чтобы не отставать от времени, Швайгер, бывший пресс-секретарь, ушедший на пенсию в 2003 году, вернулся на саммит в Брюсселе на прошлой неделе, дабы оценить положение вещей. Многое изменилось. "Историческая идея померкла, - сказал он с тоской. - Когда мы начинали, были Германия, Франция и страны Бенилюкса, строящие новую Европу, чтобы положить конец нескончаемым войнам. Германия, как и то поколение немцев, стыдилась Гитлера. Речь шла о создании безопасности, безопасной Европы и безопасной экономики. Они тогда хотели, чтобы Европа стала их новой родиной".
На саммите преобладала тема экономических бедствий Греции и угроза существованию евро и самому ЕС, и различие в настроениях с тем настроем, который царил при Швайгере, стало очевидным, отмечает Хелм. Речь шла уже не о больших идеях и "большей Европе", а о выживании европейского проекта в целом.
Через 12 лет после появления на свет евро, в момент, когда ЕС готовится одолжить Греции новую многомиллиардную сумму, после того как 110 млрд евро оказалось недостаточно, серьезные фигуры на европейских дебатах теперь полагают, что кризис евро может подорвать весь европейский проект. Сэр Стивен Уолл, представитель Великобритании в Брюсселе при Джоне Мейджоре и Тони Блэре и отнюдь не закоренелый евроскептик, недавно предположил, что ЕС "распадается". "В конце концов, не многим организациям удается просуществовать долго", - добавил он. Десять лет назад трудно было бы представить себе, что он сказал бы такое, говорится в статье.