"Евросоюз может улучшить отношения с Москвой, сотрудничая с Евразийским экономическим союзом", - пишет на страницах Frankfurter Rundschau депутат Бундестага и спикер по вопросам внешней политики фракции СДПГ Нильс Шмид.
По мнению политика, для кооперации между ЕС и ЕАЭС есть хорошие основания, а мостом между двумя региональными проектами интеграции может стать Армения, так как она, имея тесные связи с Россией в сфере торговли и политики безопасности и являясь участницей ЕАЭС, заключила в 2017 году Всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение (CEPA) с Евросоюзом.
Несмотря на имеющиеся сходства, ЕС и ЕАЭС отличаются. Так, в ЕАЭС доминирующее положение занимает только одно государство: Россия обладает не только самым большим населением, но и создает свыше 80% ВВП союза. В ЕС 70% ВВП приходятся на пять стран с крупнейшими экономиками, сообщает автор.
В то время как ЕС в глобальном смысле является "экономическим тяжеловесом", ЕАЭС занимает лишь средние позиции. Если европейский рынок открыт для мировой торговли, то ЕЭАС изолирует свою внутреннюю экономику, которая вряд ли способна к конкуренции на мировом уровне, отмечает Шмид.
Многие наблюдатели в Берлине и Брюсселе скептически относятся к ЕАЭС, и это небезосновательно, говорится в статье. "Путин использует этот союз, чтобы укрепить свое влияние на постсоветском пространстве. ЕАЭС является для него геополитическим противовесом ЕС и китайскому проекту "Новый шелковый путь", - считает Шмид.
Несмотря на отличия и разногласия, для кооперации между ЕС и ЕАЭС есть хорошие основания. Например, между двумя экономическими зонами имеется взаимный интерес в энергетическом секторе: одна сторона нуждается в надежном энергоснабжении, другая - в надежных потребителях. Однако ЕС лишь издалека наблюдает за тем, как внутри ЕАЭС возникает общий энергетический рынок, участником которого может стать и Китай, уже сотрудничающий с ЕАЭС.
"В такой ситуации Евросоюз должен спросить себя, хочет ли он только наблюдать за тем, как по соседству с европейским энергетическим сообществом возникает энергетическое пространство, в котором Китай и Россия могут в значительной степени определять новые правила", - рассуждает Шмид. Он считает дальновидным со стороны ЕС "отважиться на более тесное сотрудничество с ЕАЭС, прежде всего на техническом и нормативном уровне".
Такое сотрудничество не противоречило бы действующим санкциям и могло бы способствовать восстановлению доверительных отношений, считает политик.