Вопреки всем прогнозам, президентские выборы в России не имеют ничего общего с борьбой за место непредсказуемого и больного Ельцина. Они превратились в плебисцит по доверию ко второму президенту в российской истории, бывшему агенту КГБ Владимиру Путину.
Единственное, что мы знаем о нем - несколько лет работы в Германии и прекрасное знание немецкого. Он демонстрировал свои способности борца и летчика. Он обещает установить диктатуру закона и покончить с коррупцией, создать сильное государство и сформировать эффективно действующее правительство.
Некоторые видят в нем Де Голля, в котором Россия так нуждается, другие - Пиночета, который наведет прежний порядок. Он не тот, и не другой. Путин - просто наследник и продолжатель дела Ельцина.
Своим успехом он обязан силам, сохранившимся после развала СССР. У самого Путина нет той харизмы, которую вначале имел Ельцин. Один неверный шаг - а он уже начал делать такие шаги - и олигархи избавятся от него, как они избавились от его предшественника.
В ходе своих немногочисленных встреч с западными руководителями - Джорджем Робертсоном, Робином Куком, Тони Блэром и Мадлен Олбрайт - он уже заявил о готовности вести борьбу за мир, демократию и более свободный и справедливый рынок. Российским военным он пообещал восстановить престиж России в качестве сверхдержавы.
Для достижения этой цели он пользуется поддержкой населения и Думы. Противники Путина относятся к нему с уважением. Военные тоже довольны. Между тем, трехкратный рост цен на нефть, который произошел в прошлом году, позволил Путину решить проблемы финансирования чеченской кампании и заставить замолчать своих противников. Повышение цен на 1 доллар за баррель дает России 145 млрд. песет новых поступлений. В 1999 году объем экспорта российской нефти составил около 900 млн. баррелей.
Вдова Сахарова Елена Боннер, продолжающая борьбу своего мужа за права человека, говорит о росте авторитаризма и все большей милитаризации российского общества, наблюдавшихся в течение 6 месяцев пребывания у власти Путина.
"Будут восстановлены спецподразделения ФСБ, будет вновь введена военная подготовка в школах, наблюдается рост антизападной пропаганды",- написала недавно Боннер в газете "Москоу Таймс".
Лежащей на поверхности причиной его головокружительного взлета является военная операция в Чечне, которая послужила Путину катапультой, но может стать и могилой, если большая ложь раскроется и король вновь останется голым.
Самой неизвестной стороной его победы является сговор так называемых олигархов, решивших убрать Ельцина и заменить его Путиным. Во главе этой операции, которая пока развивается успешно, стоят Борис Березовский, Михаил Ходорковский, Роман Абрамович, Владимир Потанин, Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс и Михаил Фридман.
В тени этих лиц находятся менее популярные, но более влиятельные люди, такие как глава "Газпрома" Рэм Вяхирев и руководитель "Лукойла" Вагит Аликперов.
Как объясняет в последнем номере Foreign Affairs Ли Волоски, в 1993-96 году эта олигархия скупила по дешевке крупнейшие российские государственные предприятия и с тех пор стала играть доминирующую роль в кремлевской политике. Затем она сделала ставку на Путина, чтобы сохранить свои огромные капиталы. Один пример: Ходорковскому контроль над "Юкосом" обошелся в 28 млрд. песет. В 1999 году эта компания добыла всего лишь 45 млн. тонн нефти, стоимость которых составляет около 1,5 млрд песет, а разведанные резервы компании превышают 11 млрд. баррелей (эти цифры сравнимы с тем, что имела "Бритиш Петролеум" до слияния с "Амоко").
То же самое произошло и с приобретением "Сибнефти" Березовским и Абрамовичем, а "Сиданко" - Потаниным.
Влияние новых Рокфеллеров огромно, поскольку в России, где все еще нет ни среднего класса, ни серьезной налоговой системы, налоги с этих крупных компаний составляют 70% всех доходов государства.
Таким образом, их богатство дает им право сменять и назначать правительства, создавать новые партии, как это было в декабре прошлого года, покупать старые партии (как это произошло с коммунистами Зюганова), закрывать рот журналистам и критически настроенным судьям, подчинять себе правоохранительные органы и военных...Попутно они разорили страну: все акции и ценности, содержащиеся в московской казне сегодня составляют около 6,5 млрд. песет - это меньше половины средств, имеющихся в распоряжении одной лишь американской фирмы, такой как Yahoo!
Война в Чечне принесла популярность Путину. Она позволила ему заручиться поддержкой вооруженных сил, чей бюджет значительно возрос, однако - прежде всего - это была уступка нефтяным компаниям, которые оказали ему поддержку в борьбе за президентский пост. Тем не менее, за это пришлось заплатить слишком высокую цену.
Как русские цари в 19 веке и Сталин в 40-х годах, Путин стремился урегулировать военным путем проблему, в основном носящую политический характер. Почти вся территория Чечни оказалась под российским контролем, но при этом были грубо нарушены самые элементарные права человека. Террору подвергся весь народ, при этом не делалось различий между военными и гражданскими лицами. Война вновь привела к милитаризации российской политики и общества, не позволив взойти росткам демократии, и в полной мере продемонстрировала двойной подход, лицемерие и слабость западных демократий. "До каких пор можно смотреть в другую сторону? Как можно обращаться с Австрией как с зачумленной страной и в то же время встречать тех, кто несет ответственность за зверства в Чечне, как героев?
Очевидно, что независимость Чечни, как вирус, может распространиться на Дагестан и дальше. Дагестан контролирует 70% береговой линии Каспийского моря и его столица Махачкала является единственным российским портом на Каспии, круглый год открытым для навигации. В случае потери этой республики торговые убытки будут значительными, однако это ничто по сравнению со стратегическим ущербом.
Нефтепровод, по которому азербайджанская нефть идет в Новороссийск, пересекает территорию Дагестана. Помимо миллионных убытков (в долларах), которые Россия понесет, если этот нефтепровод в конце концов окажется в руках чеченских сепаратистов, традиционные торговые пути из Закавказья (Грузия, Армения и Азербайджан), которые всегда проходили через российскую территорию, будут нарушены и эти страны будут искать обходные пути для прямых связей восток-запад.
Три упомянутые республики окончательно покинут орбиту влияния России. Договор об обороне с Арменией будет аннулирован, Россия потеряет свои военные базы в Грузии, ее влиянию в остальных бывших советских республиках будет нанесен серьезный удар, а другие российские регионы попытаются разорвать отношения с Москвой.
Таким образом, вполне хватает причин, чтобы объяснить, почему Россия решительно выступает против предоставления независимости Чечни. Тем не менее, российские методы в Чечне обеспечивают лишь временную победу, приведут к бесконечной партизанской войне и усилению наиболее радикальных исламистских тенденций на всем Кавказе.
Огромный ущерб, нанесенный Россией сотням тысяч ни в чем не повинных чеченцев, повысит привлекательность ислама, как единственной альтернативы контролю со стороны Москвы, которая позволит избежать безработицы, нищеты и недоразвитости.
Путин воспользовался войной в Чечне, чтобы стать президентом, вооруженные силы - чтобы восстановить часть потерянного влияния, а нефтяные олигархи - чтобы держать под контролем богатейшие месторождения черного золота. Чечня вновь объединила российских врагов, которые казались непримиримыми.
Тем не менее, это временный союз. По мере распространения чеченского конфликта хрупкий союз, который привел Путина в Кремль, будет разорван и звезда Путина погаснет. Наконец мы знаем, кто придет на смену Ельцину: новый Ельцин.
Если бы вместо Путина преемником Ельцина стали Лебедь, Лужков или Примаков, ситуация была бы схожей.
Любой, кто будет во главе России в ближайшие годы, будет вынужден чередовать столкновения и пакты с губернаторами, угрозы и тайные союзы с олигархами, антизападную риторику и последующие соглашения с Западом, большую ложь (такую как в Чечне) и маленькие правды.
Фелипе Саагун - журналист, член редакционного совета EL MUNDO.