После жестокого подавления демонстраций жена лидера оппозиции рассказывает о его избиении и аресте
"Мой муж подошел к офицеру милиции улыбаясь, с цветком в руке. Но прежде чем он начал говорить, тот дал приказ о наступлении. Они сбили моего мужа с ног, начали избивать его, а потом уволокли прочь, - рассказала Ирина Козулина в телефонном интервью журналу Time. - Потом они начали избивать и остальных из нас".
Произошедшие в субботу избиение и арест Александра Козулина, ключевого оппозиционного лидера и кандидата в президенты на состоявшихся на прошлой неделе президентских выборах в Белоруссии (заклейменных сейчас ЕС и США как фарс), стали сигналом к кровавому побоищу в Минске, в ходе которого тысячи людей подверглись избиениям, причем некоторые теперь находятся в тяжелом состоянии. Людей травили слезоточивым газом, оглушали гранатами ударного действия и гоняли по городу милиционеры, вооруженные дубинками.
Сотни людей были арестованы. В городе все еще идут аресты. Ранее Козулин сказал в интервью Time, что реакция правительства на протесты подчеркивает его нелегитимность.
Хотя правительство не одобряет эту традицию, но 25 марта отмечается многими в Белоруссии как День независимости. Это годовщина создания Белорусской народной республики, провозглашенной в 1918 году, но упраздненной большевиками всего через полгода существования. В этом году дата совпала с массовыми демонстрациями против подтасованных выборов, организованных президентом Александром Лукашенко, чтобы и дальше оставаться у власти, которая принадлежит ему уже 12 лет.
Оппозиция планировала провести митинг на Октябрьской площади в центре столицы, Минска, где в пятницу милиция разнесла лагерь протестующих и арестовала 328 активистов. Правозащитные группы утверждают, что многие из задержанных были жестоко избиты и подверглись насилию. Затем в субботу демонстранты начали двигаться в сторону площади и обнаружили, что и сама площадь, и ведущие к ней улицы перекрыты милицейскими отрядами, которые заблокировали весь город и вытеснили демонстрантов в близлежащий парк Янки Купалы.
Представители оппозиции подчеркивают, что их намерения были мирными. "Мы не хотели никакого насилия, никаких взятий Бастилий, - уверяет Александр Милинкевич, кандидат в президенты от объединенных демократических партий и лидер оппозиции. - Я надеюсь, что власти это понимают".
Однако власти, которые сфабриковали президентские выборы, не имели ни малейшей склонности проявлять понимание к Милинкевичу и его сторонникам. Наоборот, их попытка мирного протеста вызвала у них еще большее негодование. В результате произошло серьезное столкновение.
Ирина Халип, уважаемая белорусская журналистка и активистка правозащитного движения, в 2005 году вошедшая в список "европейских героев" Time, говорит: "Нас было около 20 тысяч человек, сбившихся в парке и около него. Люди были очень рассержены в связи с подтасованными выборами, массовыми арестами и негуманным обращением с арестованными, о котором родственники узнавали из сообщений и звонков по мобильным телефонам, прежде чем телефоны у арестованных отобрали. Большинство людей не знали, где находятся их задержанные сыновья и дочери. Поэтому Козулин направил демонстрацию в сторону тюрьмы на улице Окрестина. Люди хотели выразить свой протест и выяснить, где находятся их родственники".
Наталья Разина из правозащитной организации "Хартия 97", принимавшая участие в марше протеста, говорит, что митинг перед стенами тюрьмы в День независимости символизировал солидарность с узниками. "Все было очень мирно, люди несли воздушные шары и цветы, улыбались, - говорит она. - Я не помню, когда еще я чувствовала себя так хорошо за последние напряженные недели. Но вдруг ни с того ни с сего они начали бросать в нас гранаты и распылять слезоточивый газ. Это был какой-то кошмар".
Колонну демонстрантов встретили отряды ОМОНа, к командиру которых с цветком в руке и улыбкой на лице подошел Козулин. Халип помнит, как началась атака, но ей больно продолжать рассказ: она все еще переживает последствия шока от разрывавшихся под ее ногами гранат.
Теперь еще больше людей в отчаянии разыскивают своих пропавших родственников и друзей.
"За последние два часа мы обзвонили все окрестные тюрьмы и больницы, - сказала Ирина Козулина Time. - Но мы до сих пор не знаем, где мой муж и что с ним случилось".
Точно так же люди не знают, что случилось с их Белоруссией при авторитарном правлении Лукашенко. Вскоре после подавления народных выступлений в субботу Милинкевич выразил намерение объединить силы с Козулиным для создания единого оппозиционного фронта. Однако позднее он обвинил Козулина в том, что тот спровоцировал кровопролитие, что позволяет предположить, что существование этой коалиции будет недолгим. В результате растерянные сторонники оппозиции остались без лидера перед лицом атаки со стороны властей. В то же время многие обещают не останавливать борьбу вне зависимости от того, кто выразит готовность ее возглавить.