В течение трех недель Соединенные Штаты могут столкнуться с конституционным кризисом в связи с военной политикой президента Буша в Ираке. Президент и его союзники, похоже, жаждут этой битвы. Однако настойчивое стремление к конфронтации будет очередным промахом в долгой череде ошибочных суждений в отношении конфликта, который с каждым днем становится все более непопулярным.
Принятое на прошлой неделе с небольшим перевесом голосов в палате представителей решение о крайнем сроке вывода американских войск в августе 2008 года весьма показательно, хотя в своей настоящей форме этот законопроект не имеет шансов пройти в сенате. Голосование было тестом на способность нового демократического большинства объединить идеологически разрозненных членов под эгидой плана вывода США из Ирака.
Чтобы понять важность этого голосования, достаточно предположить, что говорили бы, если бы голосование завершилось иначе: поражение сигнализировало бы о беспомощности спикера палаты представителей Нэнси Пелози и о ее неспособности создать правящее большинство из разрозненных демократов конгресса. В ходе голосования в стиле "пан или пропал" Пелози выстояла очередную битву, сформировав консенсус в пользу вывода войск, объединив самых либеральных и самых консервативных членов партии.
Это голосование - только первый шаг из тех, которые будут противопоставлять президента и конгресс по вопросу военной политики. Оно подтвердило, что власть в Вашингтоне действительно пошатнулась. Буш и его республиканские сторонники в конгрессе надеялись, что демократы разделятся и откроют тем самым путь к пробушевским резолюциям по вопросу Ирака. Однако вместо этого антивоенные демократы, включая интернет-группы, такие как MoveOn.org, обнаружили у себя общие с умеренными политиками интересы.
Странным образом резкая риторика президента против принятого палатой представителей варианта законопроекта о финансировании войны в Ираке могла оказаться решающей для победы Пелози. "Жар, с которым президент оспорил его, сделал очевидным для многих, что это является сменой курса и что это важно", - сказал конгрессмен Крис Ван Холен, председатель демократического комитета конгресса. Том Маици, вашингтонский директор MoveOn, считает, что выступление Буша способствовало антивоенной кампании. "Буш - наш злейший враг, - говорит он, - и одновременно наш основной союзник".
Теперь, говорит Ван Холен, подход Буша к законопроекту в стиле "третьего не дано" тоже подрывает "политическую позицию его коллег по Республиканской партии" в конгрессе, так как вынуждает их демонстрировать бессрочную приверженность его решению по Ирану, в то время как их избиратели требуют другого подхода.
Буш продолжил попытки поляризовать дебаты в своем еженедельном радиообращении в субботу, осудив решение палаты представителей как "политическое заявление" и призвав конгресс "сделать приоритетом солдат, а не политику", направив ему "ясный законопроект без допущений, ограничений и дешевого популизма".
Угрозу Буша наложить вето на законопроект палаты представителей можно рассматривать как пустую, потому что окончательный компромисс, к которому придут палата представителей и сенат, будет отличаться от мер, предложенных большинством Пелози. Однако бескомпромиссность речей президента и его фактическое назначение 15 апреля крайним сроком для законопроекта о финансировании (он сказал, что после этой даты наши солдаты столкнутся с существенными проблемами) могут усилить ряды демократов, не снискав дополнительной поддержки республиканцам.
В том, что касается пертурбаций в сенате, все указывает на то, что поддержка Буша уменьшилась. Лидер сенатского меньшинства Митч Макконнел вчера сказал, что законопроект о выводе войск может в конечном итоге лечь на стол президенту и ему придется воспользоваться правом вето. Сенатор Бен Нельсон часто голосовал в пользу Буша, но теперь он поддерживает формулировку сената, которая включает в себя призыв к выводу войск и крайние сроки для определения успешности кампании.
Сенатор Чак Хагель, давний критик Буша, выступил с самым сильным заявлением против войны в выходные. "Мы по сути лишаемся Национальной гвардии. Мы разрушаем нашу армию. Мы разрушаем наш ВМФ, - сказал он в интервью Джорджу Стефанопулосу из АВС. - Мы не можем так продолжать. Я не приму такого положения вещей".
При том что по большинству прогнозов сенатским демократам понадобится всего лишь одно голосование, чтобы одобрить вывод войск в следующем году, растет антивоенное давление на сенаторов Джона Сунуну, Сьюзан Коллинз и Норма Коулмана. Все они должны переизбираться в следующем году, как и сенатор Гордон Смит, который уже продемонстрировал склонность согласиться на вывод войск.
У Буша еще есть шанс выиграть голосование в сенате и получить отсрочку для своей военной политики. Однако отказ президента признать, что его страна фундаментально изменила свою точку зрения по поводу войны, делает невозможным для него сотрудничество с конгрессом по выработке разумного подхода к выводу войск, который когда-то должен произойти - в соответствии с конституционным планом или без него.