По имеющейся информации, в 1985 году американский филиал германской фирмы экспортировал препараты, содержащие ВИЧ.
Не успела германская фармацевтическая группа Bayer прийти в себя после скандала с "липобаем" ? препаратом, понижающим уровень холестерина в крови и ставшим, как подозревают, причиной смерти многих сотен людей во всем мире, ? как в США ей были предъявлены новые обвинения. Скандальную историю рассказала 22 мая газета New York Times.
"Я врач. Уже 32 года я работаю в США в сфере контроля за фармацевтической промышленностью. Речь идет о самом серьезном и возмутительном деле, с которым я когда-либо сталкивался", ? говорит Сидней Вулф, директор вашингтонского Центра исследований в области общественного здравоохранения (Public Citizen Health Research Group), созданного в 1971 году Ральфом Надером. "В Гонконге и на Тайване умерло по меньшей мере сто человек; они также продавали зараженный препарат в Малайзию, Сингапур, Индонезию, Японию и Аргентину", ? добавляет он.
Несколько месяцев назад Сидней Вулф получил для изучения служебные документы, доказывающие, что с февраля 1984-го по июль 1985 года лаборатория Cutter Biological (филиал фирмы Bayer в США) продавала в страны Азии и Латинской Америки медикаменты, зараженные вирусом СПИД. Cutter Biological, выкупленная в 1975 году группой Bayer, специализируется на производстве препаратов крови. В 1974 году она построила в городе Клейтон (Северная Каролина) один из крупнейших и оснащенных самой современной техникой заводов по переработке плазмы крови. Это предприятие, в частности, производит на основе плазмы препарат под названием Коате. Он способствует свертыванию крови и помогает людям, больным гемофилией, вести практически нормальную жизнь. Этот препарат был создан на основе плазмы, собранной у тысяч доноров. В начале 80-х годов он был заражен вирусом СПИД.
Получив тревожный сигнал от медицинских властей, фармацевтические лаборатории начали изготавливать новые медикаменты ? на этот раз из разогретой крови, что уже не было опасно, так как в этом случае вирус разрушался. Cutter Biological последней из четырех крупных американских фармацевтических компаний, торгующих препаратами крови, перешла на новую методику (с 29 февраля 1984 года). Однако служебная документация ? факсы, протоколы собраний, телексы, коммерческие директивы ? показывают, что лаборатория продолжала изготавливать старый препарат, а главное ? экспортировать его ? вплоть до июля 1985 года. Этими бумагами уже давно занимается американская юстиция.
Они попали в руки правосудия в ходе ряда судебных процессов, когда на протяжении пятнадцати лет американские больные гемофилией боролись против фармацевтических компаний.
Не признавая за собой ни малейшей вины, лаборатории, в том числе Cutter Biological, согласились сообща выплатить истцам сумму в 600 млн долларов. В то время служебные документы фирмы Bayer, которые не имели прямого отношения к судьбам американских больных, не привлекли внимания ни властей, ни прессы.
"Препарат, созданный из разогретой крови, был абсолютно безопасен, они это знали, но по чисто финансовым соображениям продолжали продавать старый", ? утверждает сегодня Вулф.
Лаборатория Cutter Biological (ныне Bayer Biological) категорически отвергает эту версию. Она объясняет, что продолжала производить старый препарат из-за того, что потребители сомневались в эффективности нового. "Компания всегда действовала ответственно, этично и гуманно, поставляя жизненно необходимые препараты для больных гемофилией во всем мире", ? говорится в коммюнике фирмы. Статья в New York Times основана на "судебных делах десятилетней давности. Журналист не отдает себе отчета в том, что решения по препаратам, содержащим концентрат кровяных коагулянтов, принимались на основании самых достоверных научных данных того времени. О них нельзя судить с позиции информации, доступной сегодня", ? утверждает компания.
В этом деле замешала не одна только Cutter Biological. Государственные ведомства США также несут за случившееся свою долю ответственности. "Администрация этой страны играла здесь не самую лучшую роль", ? говорит Вулф. Весной 1985 года Управление по контролю за качеством пищевых и лекарственных продуктов (Food and Drug Administration, FDA) удостоверилось в том, что Cutter Biological не выполняет взятое на себя обязательство не производить больше препаратов из неразогретой крови. В мае 1985 года доктор Гарри Мейер, шеф отдела FDA по контролю за препаратами крови, вызвал к себе руководителей лаборатории, чтобы приказать им прекратить экспорт. Он считал недопустимым, чтобы препарат и впредь поставлялся за границу. Но Мейер, скончавшийся в 2001 году, хотел, чтобы проблема "была решена спокойно, без привлечения конгресса, медицинских кругов и широкой общественности". "FDA просто-напросто замяло дело", ? считает Вулф.
Получит ли публикация в New York Times судебное продолжение. Американские адвокаты считают, что атаковать FDA будет трудно. Узнав о действиях Cutter Biological, управление сразу же предприняло меры и положило им конец, несмотря на то что оно решило не раздувать этого дела и не прибегать к санкциям. Тем не менее они полагают, что в Японии, Гонконге, на Тайване и в других странах могут быть возбуждены уголовные дела против Cutter Biological.
Это плохая новость для германской Bayer, которой по делу "липобая" уже было предъявлено 8400 исков. В начале мая компания объявила о полюбовном урегулировании 785 (в 27 случаях речь шла о смерти людей) споров, в ходе чего ей пришлось выплатить 240 млн долларов в виде компенсаций.