ХДС/ХСС делает ставку преимущественно на германо-американские отношения
Если в сентябре дело дойдет до смены власти в Германии, внешнеполитические акценты в отношениях с Россией могут быть ощутимо сдвинуты. Это следует из замечаний различных политиков из ХДС. Так, Клаудия Нольте, член комитета бундестага по внешней политике, сказала в беседе с корреспондентом Handelsblatt: "В данный момент складывается впечатление, что отношения с Россией имеют приоритетный характер, а США остаются на заднем плане. Такую расстановку приоритетов мы не считаем правильной". На ту же тему рассуждает и Вольфганг Шойбле: "Готовность к критике в отношении США в Германии больше, чем даже в России".
Фридберт Пфлюгер, внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге, критикует растущую зависимость Германии от России. Близкие отношения с Владимиром Путиным, которые возникли при федеральном канцлере Герхарде Шредере, настораживают других партнеров и союзников - в особенности поляков и прибалтов. Кроме того, Пфлюгер говорит, что в случае смены власти в отношении дела ЮКОСа будет занята более четкая позиция, как и в отношении защиты прав человека в России.
Однако наблюдатели сомневаются, что "черно-желтое" правительство может принципиально пересмотреть прежнюю линию, когда критика российского партнера была вряд ли возможна. "Ангела Меркель в основном продолжит политику Герхарда Шредера", - полагает Александр Рар, эксперт по России из Немецкого общества внешней политики (DGAP) в Берлине. Ей тоже не удастся избежать влияния политики. Ведь "у стратегического партнерства с Россией есть множество преимуществ", продолжает Рар. В этом аспекте нельзя забывать об энергетических интересах Германии, привлекательности России как инвестиционного рынка и рынка сбыта, а также об обязательстве Берлина выступать адвокатом России. "Мы должны позаботиться о стабильности на границе Европы", - говорит Рар.
Московский политолог Андрей Загорский ссылается на тесные институциональные отношения между двумя странами, как, например, регулярные правительственные консультации. "Тем не менее вопрос состоит в том, будет ли госпожа Меркель считать Россию приоритетом", - говорит Загорский. Отношения с Германией в Кремле сконцентрированы прежде всего на Шредере. "Смена правительства, в любом случае, означает конец этих хороших личных связей".
Какое значение в случае смены власти будет отведено еще одному детищу политической дружбы между Путиным и Шредером, "Петербургскому диалогу", тоже пока неясно. Диалог гражданских обществ, который проходит ежегодно поочередно то в Германии, то в России, тесно связан с именами обоих глав государств. "Но канцлер всегда считал, что это проект не лично его и Путина, а президента и канцлера", - говорит Мартин Хоффманн, член правления "Петербургского диалога". Кроме того, другие высокопоставленные политики из ХДС, например премьер-министр Гессена Роланд Кох, тоже проявляют интерес к данному форуму. "Кох с радостью принял бы в 2006 году "Петербургский диалог" в Висбадене", - говорит Александр Рар. А в лице бургомистра Гамбурга Оле фон Бойста, а также премьер-министра Саксонии Георга Мильбрадта у "Петербургского диалога" имеются и другие покровители.
Однако и здесь открываются новые нюансы. "Диалог - это хороший инструмент, - говорит Клаудия Нольте. - Но все же в Германии никто не додумался бы назначать представителей гражданских обществ на государственном уровне", - критикует она российский подход к форуму. "Поэтому мы хотели бы здесь кое-что поменять".
Партнерство может строиться только на базе одних и тех же ценностей, говорит бывший министр по вопросам семьи. Поэтому, кроме прочего, необходимо поднимать вопросы демократического развития. "В этом надо достичь взаимопонимания", - говорит Нольте.