Массовое отключение электроэнергии в среду в Москве вновь высветило одну из важнейших российских линий политического разлома: устойчивое влияние рыночного реформатора и политического деятеля Анатолия Чубайса. Объект восхищения некоторых и ненависти многих, Чубайс остается важной фигурой, определяющей российскую политику.
В среду Москва пережила отключение электричества, сказавшееся на жизни двух миллионов человек. Остановился общественный транспорт, и тысячи пассажиров застряли в метро. Множество дорожно-транспортных происшествий произошло, когда отключились светофоры, электричество не подавалось даже в больницы. Военным пришлось публично заявить, что отключение не ослабило обороноспособность страны.
При нормальных обстоятельствах общественное возмущение по поводу отключения направлено на компанию, обеспечивающую энергоснабжение. В случае России гнев и резкие заявления представителей политической элиты мгновенно обрушились на Анатолия Чубайса - главу крупнейшей в России энергосистемы и неоднозначного политика.
В среду и четверг, когда подача электроэнергии возобновилась, Владимир Путин и его премьер-министр Михаил Фрадков выступили с упреками в адрес руководства "Единых энергосистем" (ЕЭС), а некоторые парламентарии потребовали возбудить уголовное дело. Очевидно, что реакции присущ сильный политический оттенок.
Сегодняшняя задача Чубайса - реструктуризация ЕЭС, четвертой по величине энергосистемы мира. Главе ЕЭС предстоит решить две огромных проблемы: модернизировать систему, которой больше 40 лет, и сделать компанию конкурентоспособной в рыночных условиях. Модернизация оказалась почти невозможной. Компания является преимущественно государственной, а правительство ответило отказом на бюджетное требование инвестировать в инфраструктуру, при этом не разрешив компании повысить тарифы для покрытия эксплуатационных расходов.
Насущная проблема для Чубайса - руководить ЕЭС как эффективной структурой, не вынуждая простых россиян оплачивать модернизацию. Вторая проблема еще сложнее: участие Чубайса в экономической реформе для многих остается линией разлома.
Чубайс предложил очень сложный и политически болезненный план реструктуризации ЕЭС. Компанию предполагается разделить ради создания конкурентного рынка электроэнергии. Многим рыночным аналитикам план Чубайса представляется разумным. Споры идут вокруг того, как именно разделить ЕЭС и кому достанутся активы.
Крупные предприятия и региональные власти опасаются, что приватизированные объекты откажут им в поставках дешевой электроэнергии. Кое-кто боится, что Чубайс повторит распродажу активов за бесценок определенному кругу людей. Кремль озабочен тем, что "олигархи", построившие свои экономические и финансовые империи в 1990-е годы, попытаются завладеть активами ЕЭС в интересах своего бизнеса.
Многим представителям политической элиты, так же как и обывателям, реструктуризация ЕЭС напоминает о неудачах первого десятилетия рыночных реформ в России. Центром этих реформ был Чубайс.
В то время президент Борис Ельцин, из соображений политической целесообразности, согласился на обмен акций государственных компаний на займы, обеспечившие финансирование его переизбрания в 1996 году. Неизвестно, были ли возвращены долги, но результатом стало появление небольшой группы сверхбогатых людей и обнищание миллионов граждан. Таково политическое наследие Чубайса. Российские левые и правые националисты никогда не упускают возможности облить презрением "архитектора нищеты".
Чубайс еще и политик. Бывший лидер либеральной партии Союз правых сил, он разъединяет российских либералов. Либеральная партия "Яблоко" не любит Чубайса точно так же, как националисты и сторонники Владимира Путина. По мнению многих наблюдателей, именно наследие Чубайса, оставшееся от 1990-х годов, мешает российским либералам выступить единым фронтом против политических сил, объединившихся вокруг путинского Кремля.
При всей ненависти к Чубайсу он по-прежнему играет важную роль в политике. Коммунистическая партия и националисты часто строят свои политические программы в противовес тому, за что, по их мнению, выступает Чубайс - экономическому и политическому хаосу первого постсоветского десятилетия.
Как это ни парадоксально, Чубайс нужен Кремлю и российской политической элите. Вряд ли его уволят из ЕЭС - никто другой не знает реструктуризацию компании в такой степени. Врагам Чубайса он тоже нужен - никакая другая политическая фигура не мобилизует избирателей и не разжигает политические страсти так сильно.
Отключение электричества в Москве напомнило россиянам и Кремлю о насущной необходимости полностью перестроить инфраструктуру. Оно напомнило и о том, что все структурные реформы неизбежно носят политический характер и мало кто из российских политиков имеет такой опыт политических и экономических противоречий как Анатолий Чубайс.