Десятки тысяч грузин протестуют против фальсификации результатов выборов в пользу президента Саакашвили
"Эти выборы достойны Книги рекордов Гиннеса! Ни в одной другой стране мира не было допущено столько фальсификаций". Марина Тимошенко, бывший инженер, а теперь - пенсионерка, возмущена, но при всем своем возмущении не прочь пошутить. Она - одна из примерно 20 тысяч митингующих, парализовавших движение на улице Костава - по крайней мере, на ее теневой стороне, ведь в мае в Тбилиси настоящее пекло. Через пять дней после парламентских выборов, победителем которых было объявлено Объединенное национальное движение президента Михаила Саакашвили, побежденной оппозиции удалось мобилизовать своих сторонников.
Людская толпа в несколько километров длиной тянется от Дворца спорта к бульвару Руставели, где как раз проходит гораздо меньшая демонстрация, а точнее: военный парад, приуроченный к Дню независимости Грузии. Президент, чтобы не дать пересечься двум течениям, передвинул начало парада на час вперед и выступил с совсем небольшой речью. И вот вместе со вторым шествием теперь к бульвару приближается второй Саакашвили - матерчатая кукла с табличкой "Он украл наши голоса".
Обмен бюллетенями прямо под дверью
Спустя пять лет после того, как прозападный президент Грузии пришел к власти на волне массовых протестов против фальсификаций результатов выборов, то же самое обвинение обратилось против него. По официальным данным его партия получила почти 60% голосов и 120 из 150 мест в парламенте. Но во время демонстрации все говорили о фальсификациях и запугивании.
"Прямо у моей входной двери была устроена "армянская карусель", - рассказывает Карнаус Лакасаули из Рустави. Два человека раздавали бюллетени, на которых крестик уже стоял рядом с номером 5 - партией Саакашвили. Кто опускал такой бюллетень в урну, а взамен сдавал свой собственный, чистый, получал деньги. Для покупателей такая скупка голосов - верное дело. "Говорят, впервые этот метод стал применяться в Армении, - рассказывает Лакасаули, - но там он вроде бы называется "грузинской каруселью".
Возмущение без больших надежд
У входа в дом Марины Тимошенко записывались номера паспортов тех соседей, кто пообещал отдать свой голос за правящую партию. Это ни к чему не обязывает, но может запугать. Молодой Леван Китаишвили снова выступил наблюдателем на выборах от неправительственной организации в южногрузинском городе Цалка. Когда после двухминутного перерыва он вернулся на избирательный участок, то увидел, что урна доверху забита стопками бюллетеней. "Председатель избирательной комиссии на коленях умолял меня не подавать официальную жалобу", - сообщает он. Однако Леван это сделал и добился успеха: его избирательный участок входит в число тех двух с половиной десятков, где результаты были официально аннулированы.
"Люди больше не бояться высказываться", - говорит дизайнер Алекс Малхасян. Это пошло с ноября, когда Саакашвили приказал разгонять большие оппозиционные демонстрации протеста при помощи слезоточивого газа и резиновых пуль. Но если страха у оппозиционеров нет - то и больших надежд тоже. Ими движет простое возмущение, говорит Марина Тимошенко. "В перемены я не верю".
Также по теме:
Сам себе режиссер на грузинской сцене (Обзор прессы)