Для российского президента Медведева превращение Москвы в глобальный финансовый центр - один из ключевых элементов программы модернизации, пишет в своей статье в The Wall Street Journal Роберт Мацейко, исполнительный директор по делам Центральной и Восточной Европы в отделе финансовых услуг Oliver Wyman. Однако в первом квартале нынешнего года отток капитала из России составил 21 млрд долларов. По словам советника по экономике, Медведев считает, что "мы не достигли реального прогресса в улучшении инвестиционного климата".
На взгляд автора, есть и другие препятствия для превращения Москвы в финансовый центр. "Коррупция - коррозивная сила в стране", - замечает он. У России также вполне заслуженная репутация страны с удушающими бюрократическими препонами: по данным Всемирного банка, она занимает второе место в мире по сложностям при получении разрешения на строительство. "Среди других помех - неадекватная инфраструктура, одна из причин колоссальных дорожных пробок, и периодические принудительные закрытия фондовых бирж", - утверждает автор.
"По этим и другим причинам в свежем рейтинге 75 финансовых центров мира, подготовленном Z/Yen, Москва на 68-м месте - ниже Манилы, Джакарты и Мальты", - пишет автор.
Низкий статус Москвы отражает и немногочисленность локальных инвесторов. Крупные российские компании часто предпочитают привлекать капитал в Лондоне или Гонконге. Коэффициент цена-доход в других странах БРИК, как правило, на 50% выше, чем в России. Отношение рыночной капитализации к ВВП у России в 2-3 раза ниже, чем в большинстве развитых стран G20, уступает этому показателю в Латинской Америке и Польше.
"Следовательно, у России колоссальный потенциал роста", - заключает автор.
Разрыв между Москвой и ведущими финансовыми центрами виден по опросу ведущих игроков российских финансовых рынков, проведенному Oliver Wyman. Респонденты заявили, что улучшить регулирование нужно в области верховенства закона.
Респонденты заявили, что следует увеличить ликвидность рынков и доступность долгосрочного финансирования, создать централизованную депозитарную систему и повысить прозрачность. "Для привлечения инвестиций они рекомендовали укрепить требования и надзор регуляторов, улучшить ситуацию с оглаской данных, предложить более надежную защиту миноритарным акционерам и осовременить стандарты корпоративного управления", - пишет автор.
Эти реформы повысят доверие инвесторов и расширят их базу, а также помогут снизить "российский дисконт" по сравнению с другими развивающимися рынками, считает автор.
На взгляд Мацейко, Россия сделала несколько шагов в правильном направлении: создается новое ведомство-регулятор, вводятся базельские стандарты банковского дела, слияние ММВБ и РТС консолидирует биржевую инфраструктуру. Принесет пользу и правительственная программа приватизации.
"Но без судебных и юридически-правовых реформ вряд ли развеются опасения зарубежных инвесторов, что их права миноритарных акционеров госкомпаний не будут соблюдаться", - говорится в статье.
Автор находит у Москвы ряд реальных преимуществ: географическое положение между Европой и Азией, культурные связи с государствами СНГ, высокообразованное население, величина экономики (6-е место в мире по паритету покупательной способности) и колоссальные запасы природных ресурсов.
Автор советует российскому руководству учиться у Польши: "для развития финансового сектора Польша сформировала сильные базы инвесторов из физических лиц и местных организаций: она приватизировала промышленность, одновременно улучшая условия для прямых зарубежных инвестиций. Листинг компаний производился через Варшаву, а не зарубежные биржи, и по ценам, которые позволяли местным инвесторам быстро получить прибыль. IPO Варшавской фондовой биржи в ноябре прошлого года привлекло 323 тыс. инвесторов - это больше, чем число активных инвесторов во всей России", - говорится в статье.