Российские царские облигации чем-то похожи на использованные билеты на бейсбольные матчи. Поколения европейских и американских инвесторов выбрасывали эти пожелтевшие, изодранные бумаги целыми пачками. После 1917 г., когда к власти пришли коммунисты, они полностью обесценились.
Во Франции их даже использовали в качестве обоев.
Но теперь наследники этих остроумных художников-оформителей столкнулись с проблемой совершенно другого сорта: как отпарить эту бумагу со стен, не испортив? Дело в том, что на прошлой неделе 300 000 французских держателей царских облигаций узнали о том, что они могут получить до $12 500 в качестве платежей по забытым бумагам, в зависимости от суммарной номинальной стоимости имеющихся в их распоряжении облигаций.
В начале столетия российские бонды покупали сотни тысяч семей. Европейские правительства с энтузиазмом поддерживали это стремление, надеясь укрепить российскую экономику и тем самым увеличить объемы торговли с этой страной.
Самый серьезный удар Франция испытала в 1917 г., когда большевики, захватив власть, отказались от всех долгов российской монархии.
Самые старые российские облигации датируются 1822 г. Всего их было выпущено 1,5 млн. После 1887 г., когда царь Александр Третий заключил соглашение с Францией, огромное их количество пришло на французский рынок. Согласно архивным данным, эмиссия прошла с большим успехом, покупатели облигаций получали хорошие прибыли.
В 1927 г. российское правительство выступило с предложением оплатить 15% стоимости облигаций в обмен на новый французский кредит, но получило отказ.
В 1986 г. Россия провела успешные переговоры с правительством Великобритании, представляющем интересы второй по численности группы держателей облигаций. Россия согласилась выплатить компенсацию в объеме до 54,78% от номинальной стоимости существующих облигаций, что составляло в то время около $120 млн.
Французское правительство никогда не прекращало попыток добиться удовлетворения требований своих граждан, владеющих аннулированными российскими бумагами, и в 1997 г., когда у власти находился президент Ельцин, Россия согласилась выплатить компенсацию в объеме свыше 3 млрд франков - что в то время составляло порядка $400 млн - французским держателям облигаций которые, если принять во внимание инфляцию, должны были бы стоить более $3 млрд.
Компенсационные выплаты осуществлялись восемью партиями в $50 млн каждая. Процесс завершился на прошлой неделе.
Но это еще не конец истории. Некоторые французские держатели облигаций утверждают, что с ними расплатились не по всем долгам. Французское правительство по мере получения переводило российские платежи во франки. Очень часто это делалось в те моменты, когда курс франка к доллару (а российские долги выплачивались в долларах) был ниже, чем сейчас. В результате инвесторы получили не 3 млрд франков, а примерно 2,6 млрд.
Рассчитывая возместить свои убытки, французская ассоциация, представляющая интересы 570 держателей облигаций царских времен, подала на Россию в суд, требуя дополнительных выплат в размере $60 млн. Три недели назад, когда президент России Владимир Путин находился в Париже, эта ассоциация уведомила российское правительство о том, что в Париже начинается судебное разбирательство по этому вопросу.
Французское правительство не требует от России каких-либо дополнительных компенсаций, но министр финансов этой страны Лоран Фабиу сообщил лидерам ассоциации, что "держатели русских долгов могут, если хотят, обращаться с этими вопросами к российскому правительству от собственного имени".
Пока непонятно, удастся ли членам ассоциации получить какие-либо деньги. Однако похоже, что данный момент они проявляют большой интерес к своим обоям.