Транспортные самолеты садятся севернее Кабула
В Кабуле возобновило работу временное российское посольство. 12 транспортных самолетов доставили в понедельник в Афганистан дипломатов и других специалистов. Не в последнюю очередь, для оказания гуманитарной помощи.
Спустя почти десятилетие после падения лояльного к Москве режима Наджибуллы в Кабуле, Россия снова поднимает флаг над Гиндукушем: команда специалистов, по данным российского министерства обороны, приступила в понедельник к подготовке давно осиротевшего здания посольства в афганской столице для работы дипломатов. В течение ночи и с утра на базу Баграм на севере от Кабула прибыло 12 российских военно-транспортных самолетов. Наряду со штатным авангардом посольства, охраной и строителями прибыли и помощники из российского министерства по чрезвычайным ситуациям. Также были доставлены необходимые материалы и оборудование. Дипломатическая миссия уже приступила к работе, пока во временном здании, которое новая власть в Кабуле предоставила русским. Бывшее здание посольства частично разрушено, а прилегающая к нему местность занята беженцами.
Центр гуманитарной помощи
С потрясающей поспешностью Россия демонстрирует, насколько ей хочется играть важную роль на Гиндукуше. После захвата Кабула подразделениями "Северного альянса" прошло лишь 5 дней, и вот уже первая российская делегация под руководством посла Александра Облова появляется в разрушенном городе со специальной миссией, чтобы, по официальным сообщениям, вести консультации по формированию временного правительства. Об операции по высадке "мирного десанта", осуществленной в понедельник, президент Путин объявил на заседании правительства и не без гордости давал комментарии. Эта операция не в последнюю очередь явилась результатом установившихся в последнее время хороших связей с США, войска которых контролируют афганское воздушное пространство, а также аэродром в Баграме. Путин говорил и об операции, проведенной совместно с американскими подразделениями.
Российское руководство подчеркивает, прежде всего, гуманитарный характер акции. Министерство по чрезвычайным ситуациям сообщило о создании в Кабуле центра гуманитарной помощи. Российские специалисты должны, помимо прочего, развернуть там полевой госпиталь. Министерство уже принимало участие в поставке 1000 т продуктов от ООН и других организаций в северный Афганистан через таджикскую Горно-Бадахшанскую область.
Интенсивные поставки вооружений
Более скромное, но не меньшее, если не большее значение для развития событий в театре военных действий имел другой вид "помощи": с сентября Россия отчетливо увеличила свои поставки вооружения для "Северного альянса". Как пишет журнал "Коммерсант-Власть", со ссылкой на высокопоставленных представителей министерства обороны, противники Талибана получили из российских запасов 100 танков типов T-55 и T-62, 52 БМП, 36 вертолетов, а также артиллерийские орудия, наступательное вооружение и 150 тонн боеприпасов.
Если верить российской прессе, то часть этого вооружения поступила из молдавского Приднестровья, откуда российская армия выводит базу, оставшуюся еще с советских времен. Военные поставки "Северному альянсу" наряду с непрекращающимися американскими воздушными ударами, направленными против Талибана, могли стать причиной того, что когда-то совсем безнадежный "Северный альянс" две недели назад начал свое удивительное триумфальное наступление.
Любезный Москве "Северный альянс"
Сообщения о том, что в Афганистане должны находиться российские военные советники, армейское руководство опровергало всегда. Президент Путин исключал отправку российских подразделений с указанием на ошибочность такого шага, сравнивая его с отправкой американских солдат во Вьетнам. Но и без присутствия российских подразделений военная географическая карта Афганистана изменилась именно так, как того хотелось Москве. Не в пример США, которые высказывались против вступления войск "Северного альянса" в Кабул, в российской столице надеялись именно на такое развитие. Вместе с правительством президента Раббани в Кабуле у власти снова находятся силы, так любезные Москве. Россия никогда не ставила под сомнение полномочия изгнанного в 1996 году из столицы исламского ученого, даже когда "президент", как и король, остался без страны и находился в состоянии вынужденного ожидания в своем родном городе Файзабад на северо-востоке Афганистана. Так что с российской точки зрения весьма логично восстановить дипломатические отношения с Афганистаном сразу после возвращения Раббани.