События развивались так, как и предупреждали его защитники: представ перед судом Палермо, Сильвио Берлускони воспользовался своим правом не отвечать на вопросы. Он хранил молчание перед теми, кто хотел узнать у него о происхождении некоторых финансовых поступлений в Fininvest и о природе предполагаемых связей премьера с мафиозными боссами и с руководителями масонской ложи Р2. Он продолжал молчать даже тогда, когда генеральный прокурор призвал его "внести вклад в установление истины".
16 часов. В "зеленом" зале на третьем этаже Палаццо Киджи прошло заседание трибунала Палермо, где рассматривается дело в отношении Марчелло Делль Утри, которого обвиняют в причастности к мафиозной деятельности. В ходе предварительного следствия против Берлускони также было возбуждено расследование, которое впоследствии было закрыто. Поэтому он имеет право на молчание. Так ему советовали адвокаты, так он решил действовать. "Нереализованная возможность", - сказал генеральный прокурор Антонио Ингройя. "Мы могли бы получить полезную информацию и установить истину в процессе Делль Утри. Такое решение было принято судом, посчитавшим необходимым и целесообразным проведение этого слушания, потому что лишь Берлускони мог оказать нам помощь в выяснении некоторых очень важных финансовых вопросов". Защита между тем придерживалась совершенно иного мнения. Адвокат Филиппо Диначчи сказал: "Есть документы, восстанавливающие всю картину. Нет необходимости добавлять, что-либо еще".
Участники процесса расселись вокруг одного стола. Представители обвинения были справа от судей, защита (помимо адвокатов Берлускони на заседании присутствовали адвокаты Делль Утри и второго обвиняемого - Чина, а также представитель провинции Палермо) расположилась напротив обвинения. "Пригласите свидетеля", - распорядился председатель суда Леонардо Гуарнотта. Когда Берлускони вошел в зал, адвокаты поднялись со своих мест, все остальные продолжали сидеть. Формальности длились несколько минут, затем было зачитано положение о том, что свидетель имеет право на молчание. Просьбы генерального прокурора отвечать на вопросы ни к чему не привели. "Вы являетесь свидетелем, указанным защитой", - напомнил Ингройя. Берлускони взглянул на адвокатов. Те ему дали знак не беспокоиться и продолжать хранить молчание. Обвинение затребовало протоколы допросов, имевших место в прошлые годы. Защита Делль Утри заявила, что отказывается от свидетельства. Премьер покинул зал. Через 21 минуту заседание было закрыто, процесс перенесен на 3 декабря.
"Как гражданин, - заявил секретарь Ds Пьеро Фассино, - он имеет право хранить молчание, но как председатель совета министров, он человек, наделенный ответственностью управлять страной, думаю, что его поведение было соответствующим. Есть древняя поговорка, что жена Цезаря вне подозрений. В данном случае Цезарь дает повод для подозрений в отношении его самого". За этим немедленно последовал ответ руководителя Forza Italia Сандро Бонди: "Очень жаль, что левым с таким трудом удается избежать попыток политизировать любое событие". Секретарь Национальной ассоциации судей Карло Фуччи отметил: "В техническом плане Берлускони поступил в соответствии с действующим законодательством. Но, вероятно, можно было бы ожидать большего вклада в установление истины со стороны тех, кому знакомы обстоятельства этого дела. В данном случае давать свидетельские показания следовало председателю совета министров".