Проект доклада об иракских стратегиях, обсуждение которого двухпартийная комиссия начнет в понедельник, призывает к наступательной дипломатической политике, включающей прямые переговоры с Ираном и Сирией, но не предлагает графика вывода армии, утверждают источники, видевшие все фрагменты документа.
Хотя дипломатическая стратегия, судя по всему, будет принята с небольшими поправками десятью членами Исследовательской группы по Ираку, члены комиссии и аутсайдеры, связанные с ее работой, заявили, что ожидают непримиримых дебатов о графике начала вывода американского контингента.
В интервью несколько источников отметили, что объявление о масштабном выводе является единственным способом убедить правительство иракского премьера Нури Камаля аль-Малики заняться созданием эффективной иракской армии.
Несколько членов комиссии, включая некоторых демократов, обсуждают предложения, которые призывают к объявлению, что в течение определенного периода времени, возможно, даже года должно быть выведено значительное количество американских войск, вне зависимости от того, будут ли иракские правительственные войска объявлены готовыми к защите страны.
Среди обсуждаемых идей - прикомандирование значительно большего количества американских учебных групп к иракским военным подразделениям в качестве последней попытки усовершенствования. Хотя цифры пока приблизительны, после поэтапного вывода боевых частей на протяжении будущего года в стране останется 70-80 тыс. американских военнослужащих, а не 150 тыс., как сейчас.
"Совсем непонятно, как мы сможем найти консенсус по военным вопросам", - заявил на прошлой неделе член комиссии.
Проект доклада, по словам тех, кто с ним ознакомился, похоже, увязывает вывод американцев с эффективность иракской армии, как это делает президент Буш. Но выяснить критерии эффективности, которые были названы неконкретизированными, не удалось, и именно эта часть доклада, по всей вероятности, претерпит существенные изменения.
Хотя по графику комиссия должна собраться в Вашингтоне на два дня на этой неделе, источники утверждают, что заседание могут продлить, если возникнут проблемы с нахождением консенсуса.
Тем временем Буш посетит Латвию и Эстонию, а в среду прибудет в Амман, Иордания, на двухдневные совещания с аль-Малики и королем Иордании Абдуллой II.
Рекомендации комиссии, независимой консультативной группы, созданной по предложению нескольких членов конгресса США, как ожидается, будут иметь необычный вес, так как ее члены, представляющие обе партии, имеют большой опыт во внешней политике. Ее сопредседателями являются бывший госсекретарь, республиканец Джеймс Бейкер и бывший конгрессмен, демократ Ли Гамильтон.
Хотя комиссия собиралась много раз, интервьюируя чиновников администрации, политических экспертов, военных и других, встреча в понедельник будет первой, когда ее члены соберутся, чтобы прояснить самые сложные вопросы.
Основой для дискуссии будет проект доклада, который Бейкер и Гамильтон поручили подготовить аппарату комиссии на основе неофициальных бесед участников комиссии.
Ожидается, что группа представит окончательный доклад президенту Бушу и конгрессу в декабре.
Сопредседатели комиссии настоятельно просили ее членов и аппарат не распространяться о внутренних дискуссиях. В результате те, кто готов был обсуждать работу комиссии и проект доклада, делали это на условиях анонимности.
Президент Буш не обязан выполнять рекомендации комиссии и во время поездки по Юго-Восточной Азии, завершившейся непосредственно перед Днем благодарения, ясно дал понять, что значительный вес будут иметь также исследования, которые ведут Генеральный штаб и президентский Совет по национальной безопасности.
В прошлый понедельник в Богоре, Индонезия, он заявил, что не собирается принимать решения об увеличении или уменьшении воинского контингента, пока не услышит "мнения различных источников, включая нашу, американскую, армию".
Но в частном порядке чиновники администрации, похоже, глубоко обеспокоены весомостью выводов комиссии Бейкера - Гамильтона.
"Мне кажется, существует опасение, что все, что они скажут, будет в некотором роде высечено на каменных скрижалях, - заявил высокопоставленный американский дипломат. - Президенту будет трудно говорить, что такая уважаемая двухпартийная группа неправа".
Предложенный Бушем на пост министра обороны Роберт Гейтс вышел из состава комиссии после своего декабрьского назначения, а на его место пришел Лоренс Иглбергер, еще один республиканец, который был госсекретарем. Гейтс мало говорит о своем мнении по поводу военной стратегии, помимо удивления, выраженного им, когда он в районе Дня труда побывал в Ираке с исследовательской группы, что администрация позволила ситуации до такой степени выйти из-под контроля.
Буш провел с членами комиссии 90 минут на закрытом заседании в Белом доме две недели назад, "в основном объясняя, почему и в какой степени мы должны принять стратегию "прежнего курса", заявил присутствовавший на встрече член комиссии.
Источники сообщили, что проект раздела о дипломатической стратегии, написанный под сильным влиянием Бейкера, по-видимому, отражает критику администрации в обществе за ее нежелание вести переговоры с такими странами, как Иран и Сирия.
Но высокопоставленные чиновники администрации, включая советника президента по национальной безопасности Стивена Хэдли, скептически отозвались по поводу того, что какая-то из двух стран на это согласится, особенно в контексте конфронтации Ирана с США из-за его ядерной программы. "Переговоры - не стратегия", - заявил он в одном из октябрьских интервью.
"Вопрос в том, как мы можем создать условия, при которых Иран и Сирия развернутся на 180 градусов и начнут не подрывать правительство Ирака, а поддерживать его".
Чиновники администрации, похоже, принимают меры, которые дадут им возможность заявить, что они выполняют некоторые рекомендации, содержащиеся в докладе Бейкера-Гамильтона, еще до его публикации. В субботу вице-президент Дик Чейни полетел в Саудовскую Аравию на встречу с королем Абдуллой, которого он знает 17 лет.
Чиновник, проинформированный о поездке вице-президента и потребовавший анонимности, так как он не уполномочен говорить о ней с журналистами, заявил, что дискуссии на двухчасовой встрече охватывали все кризисы на Ближнем Востоке.
"Лучше всего назвать это консультацией по ряду вопросов, - сказал источник. - Но поскольку Ирак - это огромная проблема, очевидно, что он занял значительную часть беседы".
Источник заявил, что Чейни не ездил в Эр-Рияд, чтобы привлечь саудовскую поддержку конкретных предложений по Ираку.
В интервью программе This Week телеканала ABC News в воскресенье король Абдулла заявил, что повестка дня его встречи с президентом выходит за пределы Ирака, а его главной заботой в регионе является конфликт между израильтянами и палестинцами - который он назвал "центральной проблемой" Ближнего Востока, - и напряженность в Ливане.
Но он выразил надежду, что встреча Буша с аль-Малики станет "чем-то решающим" для прекращения насилия в Ираке.
На прошлой неделе чиновники администрации снижали ожидания, связанные со встречей с аль-Малики, однако они явно надеются, что он продемонстрирует готовность к наступлению на шиитские военизированные группировки, включая группировку влиятельного религиозного лидера Муктады ас-Садра.
Хотя неизвестно, какие частные сигналы готовит Буш для аль-Малики, публичным сигналом будет готовность отдать больше оперативного контроля иракцам, как только те будут готовы справиться.
"Разоружение боевиков, прежде всего потому, что здесь присутствует важный политический элемент, наиболее эффективно выполнят иракские силы безопасности", - заявил советник Белого дома Дэн Бартлет.