Бывший российский шпион, скончавшийся на прошлой неделе в результате радиоактивного отравления, назвал высокопоставленного кремлевского агента человеком, которому, как он полагает, было поручено следить за ним.
Александр Литвиненко, скончавшийся после того, как при загадочных обстоятельствах в его организм попал редкий и высокотоксичный радиоактивный металл полоний-210, сказал в своем последнем полноценном интервью, данном в больнице, что он знал, что находится у российских спецслужб "в разработке".
Он назвал имя агента, отвечающего за слежку за ним: "Виктор Киров". До последних месяцев прошлого года в российском посольстве в Лондоне работал человек по имени Анатолий В. Киров, числившийся там дипломатом.
Считается, что он ушел с дипломатической работы в октябре 2005 года и вернулся в Россию. Но Литвиненко за несколько дней до смерти утверждал, что Киров был агентом, который продолжал "пасти" его.
В субботу антитеррористическое подразделение полиции потребовало от Sunday Times передать запись интервью с Литвиненко, в котором он назвал имя Кирова. Детективы из антитеррористического подразделения SO15 находятся в состоянии повышенной готовности, чтобы в случае необходимости отправиться в Москву и поговорить с людьми, причастными к этому делу.
Утверждения Литвиненко - хотя он и не обвинял Кирова в прямом участии в отравлении - усилит подозрения, что он был уничтожен убийцей, связанным с государственными спецслужбами. Эксперты считают, что частное лицо или организация, имеющие доступ к специальным ядерным объектам, могли заполучить полоний-210.
Правительственный комитет по чрезвычайным ситуациям "Кобра" в субботу провел совещание под председательством министра по противодействию терроризму Тони Макналти, чтобы обсудить беспрецедентный случай. Радиоактивное излучение полония-210 было в первый раз обнаружено в прошлый четверг на квартире Литвиненко в северной части Лондона.
"Высокие дозы" были позднее найдены в нескольких точках Лондона, и министры опасаются паники среди населения в связи с опасностью заражения. Полиция обнаружила, что загрязнены радиацией несколько комнат в гостинице, где бывал Литвиненко.
Жену Литвиненко Марину уже проверили на полоний. "Она вне опасности", - сообщил источник из Уайтхолла. По крайней мере 100 других людей предстоит проверить, а прямая линия министерства здравоохранения не справляется с наплывом звонков граждан, которые боятся, что они получили дозу радиации.
Расследование смерти Литвиненко грозит серьезными дипломатическими неприятностями. Министр иностранных дел Ким Хоуэллс сказал: "Кажется, все постоянно забывают о том, что этот парень был натурализовавшимся британским гражданином, а "Кобра" очень не любит, когда британских граждан на британской земле убивают иностранцы".
Консерваторы в понедельник потребуют от правительства сделать заявление в палате общин по этому делу.
Высокопоставленный источник в министерстве иностранных дел сказал, что у них нет указаний на то, что за этим делом стоит Москва: "У нас нет никаких данных, чтобы показывать на них пальцем". Однако британские власти официально попросили российское посольство о содействии.
В субботу помощник президента Владимира Путина резко отреагировал на предположения о причастности России. "Мы не знаем, кто убил Литвиненко, но одно ясно наверняка - это не российское государство, - сказал он. - Нам нечего скрывать".
Помощник дал понять, что смерть Литвиненко была частью заговора врагов Путина, которые принесли в жертву одного из своих, чтобы дискредитировать российского президента. "Если вы спросите, кто больше всего выиграл от этой истории, то единственный ответ - Борис Березовский, человек, который, по его собственному признанию, ведет кампанию по дискредитации Путина и Кремля", - сказал он.
Миллиардер Березовский бежал из России в 2000 году и с тех пор живет в Великобритании. Он хорошо знал Литвиненко и оказывал ему финансовую поддержку. Березовский в субботу отказался от комментариев, но друзья говорят, что абсурдно обвинять его в какой-либо причастности к смерти Литвиненко.
На прошлой неделе в распоряжение Sunday Times попал телефонный номер Кирова, полученный от бывшего агента российской секретной разведслужбы ФСБ. Номер был подтвержден другим источником. Тем не менее человек, подошедший к телефону, отрицал, что он Киров, и даже то, что он находится в Лондоне.
Российская служба контрразведки СВР отказалась сообщить, является ли Киров (или являлся ранее) ее агентом. Российское министерство иностранных дел отрицает какую бы то ни было причастность к планированию убийства Литвиненко.
Помощник комиссара Энди Хейман, возглавляющий в Скотланд-Ярде отдел спецопераций, сказал министрам, что еще слишком рано делать вывод о том, что Литвиненко был убит. Полиция рассматривает все версии и по-прежнему считает возможным, что Литвиненко случайно или намеренно отравился сам.
Однако газеты цитируют неназванный источник в МАГАТЭ - подразделении ядерного мониторинга ООН, сказавший, что смерть Литвиненко обладает всеми признаками "организованной операции", выполненной спецслужбами, в силу профессионального уровня, необходимого, чтобы добыть и ввести в организм полоний-210.
Находясь на больничной койке, за восемь дней до смерти Литвиненко сказал: "Я знаю, что российская разведка следит за мной. Я знаю, что нахожусь "в разработке". Я знаю, что офицером в здешней российской резидентуре, который отвечает за слежку за мной, является Виктор Киров. До своего ухода с работы он был консулом в российском посольстве... Я знаю, что он был частью обмена шпионами и что среди его обязанностей была слежка за мной".
Есть сведения, что Литвиненко ранее жаловался британской полиции на то, что Киров по ночам беспокоит его дома.
Во время интервью в больнице Литвиненко сказал, что последние изменения в российском законодательстве дали властям больше полномочий для преследования критиков режима: "Российский парламент в середине этого года принял закон, позволяющий правительству, президенту преследовать террористов и экстремистов и атаковать их по всему миру. Так что теперь это законно".
Литвиненко также сказал, что, возможно, он пострадал от радиации, а не от какого-то другого яда, как предполагалось вначале. Врачи смогли идентифицировать отравляющее вещество только за несколько часов до его кончины в четверг вечером.
Счетчики Гейгера, которые врачи первоначально использовали для анализов на радиацию, не смогли выявить ее; полоний-210 был найден только после дополнительных анализов мочи. В субботу министерство здравоохранения заявило, что только специальное моделирование позволило выявить полоний. "Во многих других странах его бы никогда не обнаружили; возможно, он был использован именно поэтому".
Следы полония были найдены у Литвиненко дома, в лондонском ресторане "Ицу", где он встречался с итальянским знакомым Марио Скарамеллой, в гостинице Millennium на Пикадилли и в больницах, где его лечили. В субботу вечером Скотланд-Ярд сообщил, что ведется подготовка к дезактивации ресторана на Пикадилли.
Полиция изучает документы, в которых якобы названы предполагаемый убийца и пять "врагов России", включая Литвиненко, приговоренных к ликвидации. Среди названных фигурирует Скарамелла - оборонный консультант, который 1 ноября, в день отравления, предоставил Литвиненко эти документы, а также Березовский, итальянский сенатор Паоло Гуззанти и диссидент Владимир Буковский.
Документы, которые Скарамелла показывал Литвиненко, исходят от перебежчика из КГБ, живущего под защитой французских спецслужб.