Совсем недавно российские олигархи считались новыми повелителями вселенной, обладателями больших богатств и влияния, чем деятели с Уолл-стрит былых времен, но глобальный кризис коснулся и этой породы самонадеянных и якобы неуязвимых дельцов, пишет The Financial Times.
Те, кто позаимствовал большие суммы от иностранных банков, чтобы финансировать стремительное расширение империй своего бизнеса, расстаются со своими амбициями и продают доли в западных компаниях, накопленные в лучшие времена. Другие, все еще обладая обильными ресурсами ликвидности, приспосабливаются к меняющимся экономическим реалиям.
Под пристальным наблюдением Кремля, который, похоже, воспользовался кризисом для усиления своей роли в бизнесе, эти олигархи пересматривают методы взаимодействия с партнерами, акционерами и конкурентами. В конце концов, все они стремятся получить гарантию того, что бизнес, которым они владеют, по-прежнему успешен, даже если это предполагает выработку более согласованного подхода к старым врагам и миноритарным акционерам.
Убедительным примером перемены настроений в братстве олигархов является произошедшая на этой неделе передышка в продолжительной и суровой битве за контроль над крупнейшей в мире компанией по добыче никеля "Норильский никель", пишет автор статьи Пол Беттс. Олег Дерипаска и Владимир Потанин, два враждующих олигарха, борющихся на превосходство в добывающей компании, признали, что кредитный кризис вынудил их пойти на компромисс.
Последние два года Дерипаска участвовал в другой эпической битве за влияние, соревнуясь на этот раз с чешским олигархом Питером Келлнером за будущее "Ингосстраха", одного из крупнейших страховщиков. История конфликта уходит в 2006 год, когда Келлнер приобрел у другого российского бизнесмена, Александра Мамута, долю в 38,5% в страховщике, контролируемом Дерипаской.
Российскому олигарху это не понравилось, и с тех пор он развернул кампанию по вытеснению чехов. Он хотел снизить долю Келлнера до 10%, выпустив новые акции компании с целью увеличения ее акционерного капитала в четыре раза. Чинились всевозможные препятствия, чтобы помешать чешской группе направить своих представителей в совет директоров российского акционера. Поднялась волна судебных исков, и ситуация осталась неразрешенной.
Но в конце концов стали проявляться признаки того, что два враждующих лагеря смогут найти компромисс, если между ними окажется третья сторона. В то же самое время, когда он приобрел крупный миноритарный пакет в "Ингосстрахе", Келлнер наладил тесные связи с итальянским страховщиком Generali. Итальянская группа является контролирующим партнером страхового совместного предприятия с Келлнером, который, в свою очередь, заседает в совете директоров Generali. Итальянцы косвенным образом причастны и к российской сделке и полагают, что могут сыграть ключевую роль в расширении и модернизации "Ингосстраха".
И хотя Дерипаска по личным мотивам по-прежнему не захочет вступать в прямые переговоры с Келлнером, тем не менее, он с большей охотой прислушается к итальянцам, чтобы урегулировать продолжительный конфликт. Отношения между Италией и Россией хорошие, что делает вероятность урегулирования проблемы "Ингосстраха" с помощью итальянцев более правдоподобной.
У чехов в скором времени появится больше политической власти, чтобы оговорить со своими итальянскими союзниками возможность сделки с Дерипаской. Ведь в январе к Чехии перейдет от Франции председательство в ЕС, указывает The Financial Times.